Больше рецензий

Serliks

Эксперт

у которого лапки!

5 июня 2020 г. 11:49

385

2.5

Сборник состоит из романа «Мракобес» и цикла небольших рассказов «Синие стрекозы Вавилона».

Мракобес.

Нужно, наверно, сразу упомянуть, что «Мракобес» - это не темное фэнтези на которое я рассчитывала, а скорее притча. Да, с кровью, сексом и матом, но притча, к тому же щедро сдобренная христианской религией.

Главный герой - Иеронимус фон Шпейер, монах, на пути которого встречается банда ландскнехтов – то ли воинов, то ли бандитов-убийц, которые и прозвали его Мракобесом. Наверно, в эти темные времена между армией наемников и обычными головорезами можно смело ставить знак равенства. Они убивают, грабят, насилуют, а Иеронимус идет с ними. Очень неприятный тип.

Из рассказов, посвященных Мракобесу, мне больше всего понравился рассказ «Ведьма». Понравилось противопоставление древних знаний и древнего искусства – христианству и инквизиции, кстати, не в пользу последних. Я сочувствовала Рехильде Миллер, той самой ведьме, которая, по большому счету, пострадала из-за собственной глупости, да желания помочь людям, которые, в конечном счете, сами и отправили ее в руки инквизиции, а затем – на костер. А ведь она могла спасти еще многих. И где тут справедливость?

Нет. Я хотела только одного – избавить людей от страданий и болезней. В чем же моя вина?
– Ты нарушала естественный ход вещей, – сказал Иеронимус фон Шпейер.
Помолчав несколько секунд, Рехильда осмелилась:
– Что такое «естественный ход вещей», господин?
– Совокупность вторичных причин, направляемых силою судьбы для достижения предначертанного Богом, – ответил Иеронимус еще более скучным тоном, и Рехильда утратила охоту задавать ему вопросы.
Она попыталась объяснить иначе:
– Но для чего же тогда существуют врачи? Зачем же люди дозволяют им лечить больных, облегчать страдания умирающих? Пусть бы умирали без всякой надежды, без помощи.
– Человеческую хворь исцеляют естественными средствами, – ответил Иеронимус. – Естественный ход вещей подобен спокойной воде в пруду. Прибегая к колдовству, ты бросаешь камень в этот пруд. Как ты можешь заранее сказать, кого и как заденут волны, разбежавшиеся во все стороны?
– То, что я делала, не было колдовством, – возразила Рехильда. – Я лишь применила силу, заключенную в камнях. Она УЖЕ была там. Мои действия только высвободили ее. Если бы я умела делать это раньше, я спасла бы дочь Доротеи, которая умерла от удушья, и несчастная женщина обрела бы утешение.
– Доротея была в числе тех, кто донес на тебя, – сказал Иеронимус.

По большей же части, «Мракобес» напоминал мне то ли аллегорию на этакий путь героя в поисках веры, то на слишком затянувшийся фарс.

Синие стрекозы Вавилона.

Вторая часть, которая состоит из нескольких небольших рассказов, посвященных странному миру, столицей которого является Вавилон. Здесь магия спокойно соседствует с компьютерными технологиями, а пифии делают свои предсказания на основе аналитических данных, которые выдала им компьютерная база. Здесь рабство соседствует с иерархией менеджеров и управленцев высшего звена, а Оракул предоставляет свои пророчества по госзаказу.

В Вавилонском цикле мне понравился рассказ «Человек по имени Беда», который и знакомит нас с удивительным миром Вавилона. Здесь встречаются раб-программист Бэда и младшая жрица Пиф, попеременно влипая то в одни неприятности, то в другие.

Но если первый рассказ был целостным и оригинальным, хотя и здесь не обошлось без мата и прочих непотребств, которые органично вписались в сюжет, то следующие меня ввели в замешательство и расстроили. Что это было? Зачем? То ли еще притчи с каким-то высшим философским подтекстом, то ли просто тестовая наркомания, которую я просто не поняла.

Некоторые моменты были интересными, та же встреча Марты и Аггеларе или устройство Оракула, но по большему счету, тут всего и с излишком – мата, водки, секса, грязи и какой-то далекой мне философии.