Больше рецензий

30 мая 2020 г. 18:14

389

3.5 Галопом по европам, азиям и африкам

Как сказано в предисловии от издательства, эта книга «представляет собой обзор с марксистских позиций истории религии на протяжении многих веков ее существования». Обзор, в свою очередь, представляет собой хорошо структурированную и категоризированную компиляцию сведений о разных религиях, от самых «примитивных» до «национально-государственных» и «мировых», и поскольку разных религий много, а страниц в книге всего пять с половиной сотен немелким шрифтом, компиляция эта получилась несколько поверхностной, да к тому же не без некоторой тенденциозности — Токарев считает, что в основе любой религии лежит страх человека перед внешним миром и примеры склонен приводить соответствующие, подтверждающие тезис. Марксистские же позиции, сформулированные в ведении и заключении, по ходу основного текста выражаются в ритуальных плевках в сторону капиталистов-колонистов и не менее ритуальных упоминаниях основоположников некогда единственно верного учения, каковые упоминания иной раз выглядят комично, практически на уровне басни про муху на рогах вола, например: «Содержанием этого племенного культа было по преимуществу почитание сил и стихий природы (это отмечал Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс)» — тот факт, что Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» пересказал и процитировал работы Льюиса Генри Моргана об ирокезах, подаётся так, словно Энгельс был таким же крупным специалистом по североамериканским индейцам, как сам Морган, и согласился со сделанными старшим коллегой выводами.

Короче говоря, это типичная советская работа по религиоведению: приведённый этнографический материал интересен, но вместо нормальной теоретической интерпретации этого материала — антирелигиозная агитация и пропаганда, отрицающая все положительные стороны религии (одна из главок заключения так и называется: «Воображаемая польза религии»). Тем не менее, структура, бойкость подачи и широта охвата материала позволяют рекомендовать эту книгу не только юным поклонникам ютуб-коммунистов или «четырёх всадников атеизма», но и всем, кто начал интересоваться религиоведением; для более опытных аматёров, прежде прочитавших и «Золотую ветвь» Фрэзера, и «Первобытную культуру» Тайлора, и «Ранние формы религии» того же Токарева, эта книга уже необязательна, поскольку нового в ней окажется мало.