Больше рецензий

26 мая 2020 г. 10:16

2K

2.5

Давно посматривала на эту книгу, да всё руки не доходили. А тут в игре «Вокруг света» выпало отправиться в Бельгию, так что я сочла это перстом судьбы и выбрала именно «Уленшпигеля» И, честно говоря, осталась в недоумении. Почему-то я думала, что Уленшпигель из того же теста, что Робин Гуд и Ходжа Насреддин – «мастер на шутку, на бойкое слово», защитник угнетённых, борец с угнетателями. Ну да, он сражается против испанцев. Но почти всю первую часть он ведёт себя совершенно неподобающе для национального героя: устраивает какие-то мерзкие злобные шутки, причём издевается нет над богачами какими-нибудь, а над обычными соотечественниками. Вообще, повествование очень рваное. Второстепенные герои появляются из ниоткуда и уходят в никуда, эпизоды зачастую никак не связаны друг с другом, действия героев почти всегда не имеют никаких последствий. Такое ощущение, что автор взял разные анекдоты и байки и назначил им общего героя – Уленшпигеля – невзирая на то, что они совершенно не стыкуются по содержанию и по настроению. То Тиль бухает и показывает голый зад, то он участвует в сражении, то пристаёт к трактирщицам (при этом меня пытаются убедить в его нежной любви к Нелле), то ловит оборотня, то пошла вообще какая-то мистическая хрень с духами-великанами. И уж тем более неприятно смакование пыток и красочное описание сожжения заживо. В общем-то, есть положительные моменты – быт Фландрии XVI века хорошо описан, интересна параллель между Уленшпигелем и испанским принцем (впрочем, параллель не получила развития), есть интересные эпизоды (главным образом те, которые связаны с повстанческой деятельностью Тиля). Именно благодаря ним не поставила книге единицу.

Прочитано в рамках игры "Вокруг света с профессором Криминале. Двенадцатый тур"

Комментарии


А мне наоборот не понравилась попытка сделать из него борца. В немецких народных книгах он именно шут и проказник, в том числе и довольно жесткий и скабрезный (как и многие другие средневековые народные персонажи). Мне кажется из попытки соединить несоединимое и получилась эта рваность - уж либо серьезный борец-революционер а ля Вильгельм Телль, либо драчун, забияка и матерщинник а ля Гансвурст. Но в одного персонажа их просто странно объединять, да и не вижу в этом смысла, каждый хорош на своём месте. Наверное, в те времена национальная идея требовала соответствующей литературы, вот и притянули бедного за уши, как могли. Это мне напоминает, как Петрушку в 30е годы припахали за коллективизацию агитировать. Ну не вмещается политика и национальный пафос в комедийного персонажа. Вот и приходится чернуху нагнетать, чтоб хоть как-то обосновать его перерождение в борца. Но это уже тогда другой совсем персонаж выходит, и опять приходится периодически спохватываться и напоминать, кто он такой. Так и получается, что там то пытки, то  анекдоты, и в итоге ни тык ни мык, ни в Красную армию.