Больше рецензий

13 февраля 2012 г. 19:11

95

5

Первые впечатления от первой книги: «…. он хотел пойти в музей. Чтобы не быть в мире. Он хотел быть один и по ту сторону времени». М. Фриш Назову себя Гантенбайн
Как-то так сложилось, что музеи я посещала только по «служебной» необходимости или в составе группы. Начав читать Хранителя древностей, окунулась в атмосферу весны 1933 года в городе Алма- Ата, почти документальное знакомство с архитектором Зенковым, художником Хлудовым, музейным чердаком, где лежали черепа и осколки (множество осколков) различных керамических изделий, познакомилась с интересной историей о том, «как улетели голуби», директором библиотеки Аюповой, « любившей критику и самой критиковавшей других», каменными деревьями,

После закрутился «детектив» с «прожорливой» змеей, раскопками костей, поисками золота времен Александра Македонского, конфликтом с директором библиотеки, которая считала, что не нужны советскому человеку книги 15, 16 века, этим не удивишь, главное – качество обслуживания…… Раскрывались отношения между сотрудниками музея, споры о том, чьи портреты должны украшать стены музей, новый проект музея, в котором уже нет места архитектуре Зенкова и художеству Хлудову вырисовывалась линия времени (весь мир … разрушим, до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим…. .) ….. Закрутилось, казалось бы, несущественно, а раскрутилось как и положено было в 37 году….

О себе главный герой: «Товарищи, - говорю я всем своим тихим существованием, - я археолог, я забрался на колокольню и сижу на ней, перебираю палеолит, бронзу, керамику, определяю черепки…. У нас разные системы отсчета, и я ползаю где-то в другой плоскости. В политпросвете я не в зуб ногой». О нем: «Зла в тебе много, дорогой товарищ, то есть не зла, конечно, а какой-то глупой предубежденности». Только не предубежденность это, и не злость, конечно, а цельность, прямота, исключительная образованность и заинтересованность своим делом – хранением древностей, верность своим знаниям и, если можно так сказать, незыблемым ценностям. Сколько не старались «умные, политкорректные» граждане подучивать, подсказывать, Хранитель оставался Собой.

Окончилась первая книга «Хранитель древностей», собственно знакомившая читателя с личностью главного героя, его Озарением, автор передал состояние озарения не только совершенно ясно и отчетливо звучащей в голове героя мыслью: «Уходи, пока не поздно!..», но и песней, звучащей за стенкой:
Ох, ты зверь, ты зверина,
Ты скажи свое имя…
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

Окончила читать «Хранителя древностей», пролетая на самолете на высоте 10 тыс. км, как раз над Читой, Иркутском, Тындой…. Именно такое настроение окончания первой книги и мое местоположение в пространстве в конкретный момент времени))) открыли вторую книгу дилогии «Факультет ненужных вещей», а так же желание сходить в Краеведческий музей, окунуться в древности края, в черепки и черепа, мысленно поблагодарить людей интересующихся, собирающих, хранящих и доносящих до нас, занятых суетой, связь со Временем, его непрерывность.
Книга вторая «Факультет ненужных вещей»

Невеселая история, описанная во втором романе, случилась «в лето от рождения Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год».
Во второй части описывается любовь главного героя Георгия Зыбина и Полины Юрьевны, раскопки костей, история с кражей золота. Но главное событие второй книги – арест Зыбина. «Ненужной вещью» в те годы оказалось право, замененное «революционной целесообразностью». Следователи стремятся навесить на него обвинение в хищении пропавшего из музея золота, а потом уже пытаются сделать его участником мнимого заговора, чтобы организовать большой алма-атинский процесс, наподобие громких московских политических процессов. Допросы. Следователи, прокуроры, истории зэков, истории Людей, которые не придумаешь, которые только в жизни могли случиться, в той страшной жизни, а в нашей? Истории предательств и предателей. Размышление и о Понтии Пилате, Христе, Иуде и том Втором, оставшемся неизвестным, о том, Кто казнит, и Кто спасает. О достоинстве, уме, верности себе Зыбина, о пересечении Судеб, о том, что Сила Власти – это маска, маска порой слабых, глубоко уязвленных, Сила Власти – это как характерная роль в театре, иначе не сыграешь, так требует режиссер, такова роль, Сила Духа сохраняет Достоинство в Человеке. Я читала, сопоставляла историю Христа и Иуды с историей Зыбина и Корнилова (в ходе допросов ставшего осведомителем НКВД), только вот в голове вертелись, хотя и более мелкие, не столь красочные, глобальные, литературные, совсем не политические, но аналогии нашего времени….. история – лишь повторение сюжетов, меняются облики, меняются названия, но персонажи, как фигуры на шахматной доске….
В заключительной сцене романа (простите за тавтологию) на сцену выходит Художник. «Посредине площадки между двумя конями-драконами стоял художник с мольбертом…И хотя в основном все было готово, но все-таки он чувствовал, что чего-то недостает. Тогда художник повернулся и посмотрел вдоль аллеи. И увидел Зыбина. А Зыбин сидел, скорчившись на лавочке, руки его висели. Это было как раз то, что надо…. В это время к нему подошли еще двое (Корнилов и Нейман). Заговорили и усели рядом. Художник поморщился, но зарисовал и их. Так на веки вечные на квадратном кусочке и остались эти Трое: выгнанный следователь, пьяный осведомитель и тот, третий, без которого эти двое существовать не могли. Солнце заходило. Художник спешил……». Видимо так и есть, и в Мире всегда рядом с Человеком будем Предатель и тот, кто готов Казнить. Как черное и белое, как две стороны Мира.