Больше рецензий

12 февраля 2012 г. 20:47

64

5

мне подарили эту книгу на новый год. и, по-моему, это самый неожиданный подарок, который когда-либо был.
это очень хорошая книга.
обычно учат не пользоваться понятиями хороший/плохой, т.к. в них нет никакой конкретики. но я используюсь намеренно, т.к. это то самое обобщающее слово, которое, лично для меня, сюда подходит. как «нехорошая» квартира у Булгакова, помните? сразу вспоминается, как именно, каким набором происшествий она нехорошая. вспоминается же? да.
«для кого эта книга?» - этот вопрос даже вынесен в аннотацию, где на него и отвечают. от себя добавлю, что это не биография. здесь нет дат, событий. это не об Авилове. но про Авилова и, самое главное, от Авилова. монологи, которые на самом деле собираются в один потрясающий диалог Авилова и тебя. не абстрактного читателя или массы читателей, а именно тебя.

в главе «Школа» есть такая строчка:
Я даже предлагаю: «Если внапряг читать - то и не надо. Давай просто поговорим». - и это квинтессенция моего ощущения от этой книги.
как будто ты пришел экзамен заваливать сдавать перед комиссией, а там вместо комиссии - 1 человек, на стульчик тебя посадил напротив и: как зовут? чем занимаешься? а что ты сине-серый-то такой.. =) и: давай я тебе расскажу что умею и знаю, как это у меня было, как у нас было, что можно делать, а что нежелательно, и как вообще бывает, а как - ну совсем не бывает, а ты уж смотри, решай - надо оно тебе или нет.
«надо или нет» - это я о том, что таким как я, к актерской и режиссерской профессии отношения не имеющих от слова «совсем», сложно что-то читать по этой теме. точнее, сложно начать что-то читать. особенно если некому подсказать. нет, литература-то есть, но попробуй-ка с разбега заглоти Станиславского. а вот когда так мягко подводят, что есть и К.С., и Чехов, и еще полно всего - надо только взять и не торопиться - это очень помогает. особенно если исходит от человека, чья личность для тебя интересна и значима. это... привычка? наверное, можно и так сказать. это привычка - отслеживать, кто что говорит, кто куда отсылает, каких авторов называет. потому что это уже направление, уже есть куда копать.

какое-то время назад стала замечать, что книги (с фильмами - реже, но тоже бывает) попадают в руки сами. ищешь ответ или прорабатываешь вопрос - и тут БАЦ - книга или статья попадается, в которой если не ответ, то направление. и «Монологи» - очередное подтверждение. причем пример такой... с душком, с оттеночком)
можно смеяться, конечно, над этим и надо мной, но...
история Юго-Запада старше меня лет на 10, они играют... 35-й сезон сейчас, и дофига всего там, в этой истории, и еще читать и читать, искать и искать, я-то меньше года с ними. и «Монологи» я, ну, может и видела краем глаза, но можно сказать, что и не видела. ибо когда Анна Андреевна книжку из сумки достала, я не знаю, от чего офигела больше - от того, что это теперь мое или от того, что такая вещь вообще есть. наверное, от всего сразу. потому что я-то не то что не планировала, я даже не думала, не знала вообще. ведь как бывает - увидишь книгу или вещь и думаешь: а вот хорошо бы заиметь... а тут - даже посыла никакого, ну ноль без палочки. а что было... а что было? а был Виктор Васильевич, который, цитируя «Легенду ЮЗ», ощущался как «давно забытое и вдруг найденное» ©. точнее описать можно только как если бы я стояла в огромной библиотеке, и «Монологи» бы мне на голову рухнули =). вот тебе и привет. хотелось поговорить? ну, давай поговорим.

я не буду эту книгу пересказывать, чего-то там советовать и т.д. кому интересно - прочитают. есть она в сети даже, правда читать онлайн придется. не буду, потому что для меня она получилось очень... личной, что ли. очень своевременной. как когда-то - «Не прислоняться». вот, кстати, да. они похожи именно тем, что написаны, можно сказать, от лица («Монологи» - это переработанные, без вопросов, ответы в интервью) непосредственных участников процесса. здесь даже те главы, которые касаются чисто техники (как связать текст, цвет, звук, энергетику и т.д.) - полезны, если хочешь узнать, как... «работают артисты» - это, может быть, громко сказано, но все с чего-то начинаются, азы-то у всех одни, наверное. но самое интересное, что это все в жизнь можно вынести. «весь мир - театр».
а еще почему вспомнилась метрошная книга - это потому, что после нее у меня изменилось отношение к метро. выправилось. или, точнее, скорректировалось. так и «Монологи» - есть там вещи, которые помогают скорректироваться. ну или просто... помнить, чтобы лампочка внутри горела. в театре идет обмен. не просто ты пришел, забрал, ушел. нет, ты тоже что-то приносишь. и вот с этим чем-то надо осторожнее быть..)
все, кто был в театре, знают, что артисты - работают и что эта работа - тяжелая. а вот насколько... вот это сложно представить. поэтому - стараться не забывать, что иногда - очень тяжелая. когда зал как стена. тебе, мало того, текст говорить, роль играть, так еще и в стену лупить. где сил-то на все взять? артисты... они ж это.. не бесконечные) бывает ведь такое - спектакль не сложился - и сразу: ах, артисты плохие. а на самом-то деле не в них дело было, а в тебе: ну не готов воспринимать, не это сейчас нужно было. вот и нашла коса на камень.
главное, помнить, что театр - это живое. а с живым - уж чего только ни случается... =)