Больше рецензий
21 мая 2020 г. 10:51
3K
5
РецензияОлдос Хаксли начинает свой самый большой роман со сцены между любовниками и сразу обрушивает на нас эмоции, мысли, историю каждого из персонажей. Из первых строк можно было бы подумать, что это история о любовном треугольнике, но довольно скоро мы понимаем, что автор решил сделать невозможное - охватить сущность целого общества, а возможно, и всего человечества. Первые герои - Уолтэр Бидлейк, Марджори, Тэнтемаунты - лишь завязка для раскрытия симфонии человеческих отношений.
Мы ненавязчиво переходим от героя к герою, перетекаем из истории в историю. Вначале общество объединено местом действия - артистократическим приемом в Тэнтемаунт-хаус, но дальше каждая тема развивается по-своему, то проваливается в воспоминания, то пропадает из поля зрения так же внезапно, как появилась, то перемещается на другой край земли, но все они - сеть взаимоотношений. Даже если лица сменяются, они живут в мыслях других людей, составляют чье-то мнение.
Часто это презрение и высокомерие, ненависть и желание уязвить, и в то же время необходимость быть принятыми и оцененными.
Хаксли вскрывает вопрос богатых и бедных, он говорит о неравенстве как о пропасти. Этот вопрос задает тональность всего романа, раскрывается подробно и красочно, с обеих сторон, во всех многогранности: от смиренного принятия до революционного духа.
И лишь во вторую очередь рассматривается любовь во всех оттенках, тоже с примесью ненависти, страсти, уязвленного эго, необходимости, зависимости людей друг от друга. Автор старается показать разные уровни, женский и мужской взгляд, идеальные пары из совершенно разных людей и несчастливые - из близких по духу.
Хотя объем романа большой, читается он на удивление легко благодаря своей динамике. Это своеобразный калейдоскоп, в котором столько мыслей, что можно открывать на любой странице и разбирать на афоризмы.
Переведено увлекательным и насыщенным языком, что позволяет по достоинству оценить широту взглядов Хаксли.
Несказанные речи