Больше рецензий

russell67

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 мая 2020 г. 18:13

991

3 Исполнение прекрасное, но все равно антисоветщина как ни крути...

В этой дороге и заключается счастье! Счастье - в Бесконечности! А храм -столб, ударившись о который разбиваешь себе лоб насмерть! Всякая конечность предполагает существовать на чемодане. Жить - готовым к срочному переезду. И никого не спросят, хочет ли он отправиться в путь, у которого есть конечная остановка, на которой выключают свет!


Липскеров настолько намекает всем содержанием своего романа на Булгакова, что ближе к финалу его напрямую цитирует в тексте. Роман философский, в нем огромное количество антисоветчины. Есть место сатире и ярко выраженным штампам неприглядности Советской власти, более ранней и чуть менее поздней действительности. Перед нами две основные линии. Пожилой дамы, которая всю жизнь посветила сексу и арбалетной стрельбе. Снайперша военного ( главным образом Советского времени) в 90 е годы осталась не у дел, и пытается вернуть себе молодость, участвуя в странных научных экспериментах нынешнего светилы медицины, который также жаждет признания и бессмертия. А другая и самая главная линия - Леонид, появляющийся на первых страницах романа эмбрионом в животе своей матери, зачавшей его от представителя Советской системы того времени, который покончил собой. Во время беременности она постоянно разговаривает с эмбрионом, а он очень уж не хочет рождаться. Будущий Леонид заранее настроен крайне песемистично...
В итоге что мы имеем. Отец кончает жизнь самоубийством, мать умирает при родах, и начинается увлекательная история жизни Леонида в основном в ужасных реалиях Советской системы. В лучших традициях нынешних либеральных штампов сегодняшних летописцев.
В определенном смысле этот роман можно воспринимать как некоторую историческую, но не совсем семейную сагу, как истории и судьбы главных героев движутся к друг другу в течении бесконечного времени бессмысленности бытия. Все язвы и безумства разного, но определенно Советского времени обнажаются автором весьма саракастически, но в тоже время абсолютно без юмора. При этом подражая Булгаковским романам, в которых подобное автор проделывает куда более умно и тонко. И с куда большим юмором.

Но при этом Липскеров очень талантлив. Язык, стиль повествования и Динамика происходящего выполнены практически Великолепно. В конце романа конечно автор сдаёт позиции, и сюжетные повороты с евреями и с Ламой уже сильно портят общее впечатление. Но соединил все сюжетные линии он очень неплохо. В романе есть место цикличности, бесконечности, неизменчивости человеческой природы во времени. Бессмысленности бессмертия. И создавая эту фантасмагорию Липскеров даёт себе прекрасную возможность выразить отношение к Советской Власти, Лубянке, стукачеству, и многим особенностям менталитета того времени, которые попрежнему характерны для представителей различных органов власти России. А сексуальные мотивы порой очень напоминают Ефремова. Ещё отличительная черта Липскерова от других современных писателей — он прекрасно описывает секс, чернуху и нелицеприятные вещи литературным языком практически без грубых выражений, и без единого нецензурного слова. А если они и встречаются, то в цензурированном варианте.
В романе есть масса возможностей обсудить с героями автора бренность бытия, бесконечность, бессмысленность, и всласть посудачить о жестокосердесной системе СССР убивающей всё живое, и создающий отвратительный мир, в котором Леонид обязательно умрет! Всё в этом противном мире будет одинаково. Женщины будут умирать во время родов в процессе кесарево, дети попадать в детские дома ( которые автор сравнивает с лагерями), люди помогающие им окажутся по доносу в психушке. А стареющие снайперши будут молодеть с помощью стволовых клеток и убивать Леонидов.

Очень красочное, сюрилистическое произведение, проповедающее довольно банальные мысли. Но его псевдофилософская структура для читателя будет весьма занимательна....

Оценивать автора трудно. Сделано здорово, но предсказуемо. И диагноз известен уже на середине романа.