Больше рецензий

sergei_kalinin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2012 г. 01:35

457

4

Вот так почти и всегда: пишут про книгу хвалебные отзывы, мол, "лучшая из лучших", рейтинги всякие там возглавляет, распродаётся бестселлерно :) и т.д. и т.п. А я начинаю читать такую хваленую-перехваленную книгу - разочарование за разочарованием :( Может, вредность во мне периодически повышается? Может, витамины какие попить?

Вот так и с книгой Кармина Галло, посвященной презентационному мастерству Великого и Ужасного (мир ему там!) Стива Джобса. Книга, на мой взгляд, получилась сложным таким - как минимум трехслойным - дискурсом.

Во-первых, она про искусство публичных выступлений (презентаций) Стива Джобса. Ну, это как бы понятно из названия :) В книге содержится весьма дотошный разбор презентационных кейсов "от Стива", действительно ярких и впечатляющих, ставших уже классикой. Анатомирует эти кейсы автор блестяще, риторические приёмчики Джобса описывает доходчиво. Этот слой текста, несомненно, на "пять с плюсом".

Во-вторых, эта книга непосредственно о самом Стиве Джобсе. При этом автор является ярко выраженным стивофилом - и это проблема! (Моя, разумеется :)))

Поясню. В моём понимании, рядом с любым известным человеком (независимо от рода его занятий) возникает своего рода "эффект ореола". Суть эффекта заключается в том, что всё, что бы ни делал известный и успешный человек, воспринимается предвзято, в лучах его славы.

Знаете, это как в тупом ток-шоу: когда, например, рассуждать о микробиологии приглашают какого-нибудь известного спортсмена. Разумеется, сей спортсмен будет нести всякий бред, но всё находящееся в его ореоле его фанаты будут воспринимать как истину в последней инстанции. И восхищаться...

Если сформулировать ещё короче, то, как говорит одна моя знакомая цирлих-манирлих барышня: "Если кумир пёрнет, то запахнет исключительно розами".

Вы понимаете о чём я? Если вы вдруг увидите на сцене просто выступающего мужика в джинсах, не зная, что он САМ Стив Джобс (Гитлер, Ульянов-Ленин и т.п.), то будете ли вы его считать великим оратором? особенно если есть с кем сравнивать?

...но если вы УЖЕ стивофил, то, разумеется он - великий оратор... конечно... а как же ещё может быть??? :(

/...попробуйте мысленный эксперимент: из Стива-оратора вычтите Стива-кумира. Что останется? Хотя результат сильно зависит от вашей искушённости в теме.../

В-третьих, кроме восхищения Стивом и анализа его презентационных приёмов, в книге достаточно много авторской "отсебятины" - т.е. собственно авторских рекомендаций по улучшению презентационных навыков. Сами по себе эти рекомендации очень неплохи, но местами возникает чувство, что автор искусственно притягивает за уши то себя к Джобсу, то Джобса к себе :)

Суть приёма понятна - "мы с Джобсом считаем" :))) - и желание автора не провоцировать читателей собственной методикой, а примазаться к авторитету великого Стива в общем и целом книгу не портит. Я бы даже сказал, что это "плюс" книги. Т.к. в результате подобного творчества ("мы со Стивом" :))) получился вполне толковый и универсальный (т.е. рассматривающий не только презентационные приёмы Джобса) "презентационный букварь".

Подчеркну, что если вы хотя бы немного целенаправленно интересовались (читали книги, прошли хотя бы один тренинг) навыками публичных выступлений, то вы легко поймёте, что iПрезентация - книга очень простенькая, она содержит только самые "азы" публичных выступлений. Это действительно "презентационный букварь" (и очень толковый именно в этом качестве!), который можно и нужно рекомендовать в качестве первой книжки всем начинающим ораторам.

Лично для меня книга показалась сборником банальностей, приправленных качественными кейсами "от Стива" :( От некоторых банальностей становилось скучно (например, про то, что одно слово на слайде лучше, чем несколько; а что картинка на слайде лучше, чем слово); от других банальностей становилось смешно - например, про аццкий и непригодный для презентаций Power Point и сказочный вред для мозга буллетов :))))

...и, пожалуй, главное, что мне не понравилось в книге - она (как и почти всё, что связано со Стивом) глубоко идеологична. Как Джобс вдалбливал в головы своих фанатов мысль, что продукция Apple "лучшая", так и данная книга убеждает читателей, что манера и приёмы проведения презентаций Джобса - лучшие.

А это не так - это лишь один из возможных способов (стилей) публичного выступления / презентации! При этом при чтении важно всё время помнить о том, ДЛЯ ЧЕГО на самом деле такой стиль презентаций использовался Джобсом. Для чего?

Отчет на этот вопрос есть в самой книге: свои публичные выступления / презентации Джобс рассматривал как ключевое оружие в конкурентной войне за потребителя. Точка.

Если вы ещё не поняли, пишу цинично: это мастерство разводилова лохов на бабки.

Приёмы и методы публичного выступления всего лишь следствия поставленной цели выступления. Выступая "в стиле Джобса" вряд ли вы сможете передать людям какие-либо сложные знания. Но промыть мозги толпе фанатов-потребителей, чтобы они были готовы не думать, а покупать, покупать, покупать... - вы вполне сможете!

/...я не осуждаю... я просто ограничиваю целевую сферу... и, разумеется, если любую коммуникацию понимать как продажу, то Стиву и его презентационным штучкам мало найдётся равных.../

Комментарии


Огромное спасибо за то, что разбавили хор хвалебных отзывов, читаю сейчас эту книгу, думаю, ваша рецензия поможет быть более объективным (или хотя бы менее субъективным).


Спасибо!
Я всегда за критичное (в меру :) ) восприятие любой информации.
И за несотворение себе кумиров. Т.к. лучшие знания и убеждения - добытые своей головой и своей жизнью.


Уроки выступления - это всегда хорошо. Но я Стива Джобса узнала, когда он умер и все о нем стали говорить.


Вот и я о том же :) Людей, умеющих хорошо выступать - много! Учиться можно на любых примерах, но лучше на тех, которые рядом, которые "родные" :)


Не обязательно. Для меня Стив Джобс - как директор конфетной (яблочной) фабрики. Яблоки в магазинах есть, но директор уж сильно себя пропиарил не пойми для чего. Для меня в свое время Карнеги стал откровением.


Понятно. Это вроде как тенденция такая в современном маркетинге: "Люди, делающие бренд, д.б. составной частью этого бренда". Поэтому в лучшем случае мы (несчастные консументы) слишком много знаем про жизнь директора конфетной фабрики, а в худшем - про то, как какает его собачка. Добро пожаловать в 21 век :( ...и то ли ещё будет :(((

Карнеги я впервые прочитал в том году, в котором Вы родились :) Это был "секретный" автор, которого изучали в ВПШ (высшей парт.школе). Отцу буквально на пару дней дали "подпольный" экземпляр, отпечатанный в ужасном качестве на гектографе. Помнится, "Как приобретать друзей..." проглотил за одну ночь :) и тоже как откровение :))
Вот тогда, в середине 90-х, тайком читать Каренги - было очень модно и круто :) Так что "откровение от Карнеги" тогда, наверное, половина большой читающей страны словила :)))


Фишка в том, что через пару лет я добралась до Овидия и его Наука Любви - очень похоже на советы Карнеги сохранить добрые отношения с женой