Больше рецензий

5 мая 2020 г. 14:07

647

4 Детские болезни «левизны» дарвинизма.

Книга смелая и неоднозначная. Когда Докинз делает сравнительный анализ сущности религии с теорией естественного отбора, то все красиво и складно. Но как только он пытается разобраться в политико-культурных особенностях процессов, тут становится очень интересно. Докинз, в главе №7 “«священная» книга и изменчивая мораль Zeitgeist”, пытается обосновать изменение общественной морали в привязке к метафизическому понятию «дух времени». Тут он неверно оценивает происходящее, пытаясь рассмотреть изменение морали в отрыве от изменения во времени общественно-политической и экономической ситуации. Это заблуждение. В своей книге «Мораль по сходной цене» А. А. Григорьянц разбивает подобный идиалистический подход к вопросам формирования морали. Общественная мораль – это вполне осязаемое понятие, стоящее на службе капитала. Динамика общественной морали, вполне, коррелирует с динамикой нужд капитала. Современная мораль приносит выгоду капиталу и «дух времени» тут ни при чем.

1. Молодому капиталу США нужен был емкий внутренний рынок, очевидным препятствием, в создании рынка, явилось рабовладение. Противоречия между капиталистическим севером США и рабовладельческим югом США могли разрешится только войной, т.к. у южных плантаторов не было ни единой причины отказываться от эксплуатации рабов, тогда как янки понимали, что наличие рабства серьезно снижает емкость рынка. Подобные противоречия, совершенно, не означают что янки были более гуманны чем южане или, что рабство было отменено в результате некоего «морального созревания» общества. Аналогично декабристы в Российской Империи выступали за отмену крепостного права вовсе не из человеколюбия.

2. Создание СССР привело к эмансипации женщин. Конечно, есть ряд стран где женщины формально получили право голоса раньше (с некоторыми оговорками). Но в 1918 году в СССР равноправие между мужчинами и женщинами было закреплено в Конституции. Нужно верно оценивать влияние «второго интернационала» на настроения рабочего класса в капиталистических странах того времени. Империалистические страны просто не могли проигнорировать факт уравнивания в правах советских женщин и мужчин. Не «дух времени» или суфражистки дали женщинам голос, это советский рабочий класс и «второй интернационал» в кровавой борьбе добыли это право. Клара Цеткин, кстати, была видным немецким деятелем «второго интернационала».

3. Распад колониального мира произошел не из гуманистических побуждений империалистических стран, а благодаря поддержки стран «третьего мира» со стороны СССР. «Год Африки» - это результат работы социалистов, до сих пор страны «третьего мира» должны Российской Федерации (как правопреемнице СССР ) миллиарды долларов, которые направлялись на поддержку борьбы и экономическую стабилизацию. Но с распадом социалистического лагеря, на смену колониализму пришел неоколониализм, когда бывшие страны колонии продолжают содержать свои метрополии посредством своих компрадорских правительств и хитрых экономических схем. Например, Франция и Бельгия продолжают успешно жить за счет своих африканских «партнеров». К инструментам неоколониализма добавились различные международные организации, наподобие ВТО, которые призваны обеспечить транснациональному капиталу преимущества. Так что докинзовский «дух времени» ничего не изменил в этом плане.

Докинз сделал подробный анализ прав ЛГБТ сообществ и права совершать аборты. Он рассмотрел эти вопросы с разных точек зрения: моральной, биологической, эволюционной. Но он не сделал никаких выводов по этим вопросам, почему «дух времени» не урегулирует и эти моральные проблемы? Докинз в своих рассуждениях продолжает совершать ошибку, он не рассматривает эти явления во взаимосвязи с политико-экономическими процессами. Подобные моральные дилеммы делят общество на два лагеря, действительно, нельзя быть немного согласным с правом на аборт или немного поддерживать ЛГБТ, тут выбор категоричен: либо одна лодка, либо другая. Посредством таких моральных мин, можно успешно раскалывать общество, или вообще подорвать его, когда это необходимо. Таким путем общество атомизируется, и не может встать единым солидарным фронтом на защиту своих прав.

Помимо имеющихся в арсенале капитала «моральных инструментов» можно так же отметить легализацию педофилии, ювенальную юстицию и прочие вопросы. В России, например, таким вопросами являются: роль Иосифа Виссарионовича Джугашвилли в истории, чувство вины за коммунистическое прошлое, трибунал над коммунизмом и прочие бредовые идеи, такие как «пол страны сидела, пол страны стерегла», «победили в ВОВ не во имя, а вопреки» и прочее и прочее. Все что может пошатнуть и расколоть общество моментально используется капиталом.
Уравнивание Сталина и Гитлера – это вообще ни в какие ворота. Сталин – это как раз создатель «духа времени», который по мнению Докинза сформировал мораль 20 века. Его работы и дела привели к «Году Африки», в том числе и за это, шавки капитала до сих пор пинают его, очень жаль, что такой крупный мыслитель как Докинз даже не пытается разобраться в таких вопросах.

Выводы: мораль успешно стоит на службе капитала. Поэтому странам ОЭСР и их вассалам, так важно насаждать свои моральные ценности, пускай даже посредством бомб и преступлений. Бомбардировка во имя демократии – это тоже «дух времени», или алчность?
Работа Докинза интересна, но, несколько, однобока. Он заложник своих взглядов и моральных ценностей, которые ему успешно привили. Широта его работы соизмерима с узостью его взглядов. Смелость его эволюционистских идей, умножатся на ноль его трусливыми общественно-политическими рассуждениями. Хотя, Докинз предстает, скорее, этаким умеренным социал-демократом, нежели социал-дарвинистом (в чей лагерь его пытаются определить), к сожалению, данный факт не спасает книгу. Это не фундаментальный труд. Но читать для кое-какого саморазвития можно.