Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 мая 2020 г. 04:57

591

3

Даже когда я прочитал эту книгу впервые, я не знал, какую же оценку ей поставить. До сих пор помню, что в тот момент я долго не мог прийти к мнению - понравилась мне книга или нет. С одной стороны автор всё верно пишет, описывает различные эксперименты и выводы из мира социальной психологии и делает это как бы в лёгкой и непринуждённой манере из-за чего читать книгу очень легко и приятно. Плюс, автор добавляет вымышленных персонажей, которые должны проиллюстрировать теоретические умозаключения автора. Кажется, что это просто идеальная книга по социальной психологии. Да и учитывая размер книги, можно уже изначально предположить, что автор рассматривает огромное количество разных тем. Т.е. вот это всё, на одной чаше весов, а на другой, какая-та неудовлетворённость книгой. До этой книги я прочитал знаменитый учебник Майерса «Социальная психология», которая меня просто потрясла, а следом за ним похожий учебник со многими схожими темами «Социальное влияние» Зимбардо. Т.е. обо всём, о чём пишет автор уже в этой книге, я был знаком. Поэтому никакого эффекта WOW тут не могло быть (эффект WOW был от книги «Социальная психология» Майерса). И вот, спустя много лет, я решил перечитать книгу. И…изменить своё отношение к этой книге, а также снизить ей рейтинг.
Главная претензия к данной книге, это излишнее количество историй с придуманными персонажами. Да, это определённо мне не понравилось. И проблем в художественной части книги - множество. Во-первых, из-за длинного описания их жизни всё, что связанно непосредственно с non-fiction, т.е. с самой психологией, просто тонет. Мало того, автор просто невероятно тоскливо описывает жизнь этих придуманных персонажей. Тонны совершенно ненужных рассуждений и описаний. Там, где автор рассказывает историю младенца Геральда, было иногда не понятно, о чём это автор сейчас говорит? Зачем этот абсолютно бессмысленный текст с заявкой на философские размышления включён в книгу? Второй момент связан с тем, что эти два персонажа кажутся какими-то искусственными. Автор описывает их жизнь урывками, не создавая никакой связи между одной истории и её продолжением. Да и сами персонажи лишь иногда выглядят живыми. Т.е. как правильно кто-то написал, абсолютно не сопереживаешь главным героям. Они больше похожи на манекены, чем на реальных людей. Тут можно возразить, сказав, что это и не художественная литература. Это верно, но даже в non-fiction, если используется такой формат или такой стиль, выдуманные персонажи должны быть живыми и проработанными. Да взять тот же бизнес-роман «Цель» или другие книги Голдратта. В них чувствуется, что автор серьёзно потрудился над главными героями, над сюжетом и пр. В этой же книге всё кажется искусственным.
Третий момент касается самой психологии, т.е. тот список тем, который выбрал автор для своей книги. Да, все они довольно интересные и также довольно часто встречаются в других книгах по социальной психологии. Однако здесь автор описывает поднимаемые вопросы ну очень сжато. К примеру, пишет о проблеме, когда человек растёт в окружении нищеты (скажем, бедные кварталы) или когда у ребёнка лишь один родитель (неполная семья) и к каким последствиям это может привести, т.е. как это связано с психологией. И вот всему этому автор отдаёт один абзац, в то время как рассказу о вымышленных событиях автор уделяет непропорционально больше внимания, намного больше. Т.е. получается, что читатель погружается в одну тему, а автор «Бац!», и пишет уже совсем о другом. Из-за этого просто нереально сформировать у себя в голове цельную картину того, как всё это выглядит. Это какие-то обрывки, по которым просто нереально изучать социальную психологию.
Далее, автор зачем-то заходит на поле совсем другого предмета, а именно бизнеса. Т.е. получится, что у нас тут главный теоретик менеджмента XX века Питер Друкер соседствует с известным психологом, изучающим семейные отношения, Джоном Готтманом. Бред какой-то. Автор упоминает и поведенческую психологию, но делает это довольно неуклюже, когда пытается писать о вопросах, которыми занимается маркетинг, т.е. решение проблем потребителей (удовлетворение потребностей потребителей). Поведенческая психология и маркетинг, который ответственен за решение проблем клиента, ну никак не пересекаются. Это разные направления.
В общем, книга не учит. И не учит она ничему. После прочтения у читателя не останется в голове никаких цельных мыслей. Идеи - может быть. Но определённо он не будет видеть всю теорию в целом. Зачастую лишь одной теории посвящают целые книги, а в этой книге автор выделили ничтожно небольшое количество места в книге. Так что, даже не знаю, как оценить. Идеи здравые, иногда читается интересно, но в целом, полный ноль.