Больше рецензий

30 апреля 2020 г. 23:37

750

2

Ругать плохую литературу — легко; гораздо сложнее принять ей такой, какая она есть, во всём её уродстве, находя в ней при этом хоть что-то хорошее. Опытный искатель жемчуга может наковырять эти самые жемчужины, наверное, даже в творениях Стефани Майер и иже с ней. Очень жаль, что я не искатель жемчуга — тогда вы бы читали сейчас милое сочинение о том, как, например, прекрасны описания моря у Фенимора Купера, или о том, как этот самый Купер метко обрисовывал характеры... Только вот я этого всего не заметил, так что всё будет, как всегда. Решительная херота, прям вот абсолютная, даже удивительно! Уж чего я точно не ожидал от одного из самых известных авторов приключенческих романов, которыми зачитываются все подростки уже много десятилетий, так это скуки. До этого момента я как-то очень удачно умудрился пропустить абсолютно всё творчество Купера мимо себя, не прочитав ни одной его книги. Если бы так и оставалось, я бы ничего не потерял, но глупое любопытство сгубило меня, как ту кошку...

Разумеется, я и не ожидал от Купера никаких литературных подвигов, психологичности, тонкости и всего такого прочего — не Достоевский, чай. Однако, на лёгкий и интересный приключенческий роман я рассчитывал с полным на то основанием. Оправдаться моим ожиданиям было не суждено, поскольку интересной эту хренотень уж точно не назвать. Тупая нелепая срань — вот более подходящее название. Разве можно писать исторический роман, который и так-то не оставляет слишком много пространства для манёвра, пропуская при этом все самые интересные исторические же события, связанные с повествованием? Удивительно, насколько скучно и нелепо Купер умудрился раскрыть даже те моменты и вещи, которые могли бы быть потенциально интересными. Для чего, например, писать о том, как Колумб потерял корабль, или как он вернул обратно свой экипаж, захваченный в плен португальцами, если можно придумать какую-то корявую любовную линию между двумя совершенно не прописанными персонажами и херачить всю книгу про это? Ещё бы, это ведь так интересно, что ажно яйца сводит.

Раскрытие персонажей — это отдельная история. Одна королевишна из этого романа чего стоит. От такого описания хочется заплакать и уверовать в Господа нашего Иисуса Христа — какие святые люди ходят по нашей грешной земле! Только вот Купер как-то совсем позабыл о том, как эта королевишна с садистским удовольствием вырезала сначала мавров, потом евреев, а на закуску ещё и индейцев. Уж какая святая женщина! Да и самого Колумба она потом радостно окунула в гуано. Если все святые — такие, то ну их на хер, этих святых...

Решительно не понимаю, зачем нужно было вводить тупых героев, ставших протагонистами. Один — какая-то экзальтированная бабуйня, а другой и вовсе в романе почти нет, кроме самого начала, где она как снулая рыба с говном в голове, и самого конца, где она как снулая рыба с говном в голове. Очень нужные персонажи, вот никак без них было не обойтись. Точно так же я не могу понять, зачем писать книгу, в которой ты постоянно в самых интересных местах говоришь, что «данные события и так широко известны, поэтому о них мы говорить не будем». Ради чего ты тогда вообще начал про это писать — чтобы придумать и впихнуть тупую любовную линию? Уотэта крутой подход к делу! Даже вот и не знаю, что сказать по этому поводу, кроме, разве что, одного: так делать не надо, это плохо, фу таким быть. Если уж ты пишешь исторический (или даже псевдоисторический) роман, то будь добр писать его от начала до конца, а не урывками — здесь я, значит, на две страницы распишу диалог между двумя тупыми стражниками, охраняющих городские ворота ночью, вложив им в уста фразы, достойные, скорее, какого-нибудь Горация, чем городской страже; а здесь я вообще ничего не напишу, хотя это поворотный момент всего путешествия, ибо лень мне, — это ненормальный подход, он ущербен!

Короче говоря, Купер меня умудрился разочаровать, даже учитывая мои изначально довольно низкие ожидания. Если все остальные его романы — такая же белиберда, то с какого перепоя он такой популярный, хотелось бы знать. Короста же на теле приключенческого романа — сухая, скучная, унылая, — даже самих приключений нет!