Больше рецензий

Nina_M

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 апреля 2020 г. 17:49

411

4

В книге 2 произведения автора, совершенно отличающиеся друг от друга сюжетно-тематически, но написанные в сходной манере - буквально на последних 5 страницах происходит нечто, переворачивающее с ног на голову все, что там успел напридумывать себе читатель. И это во многом спасает произведение, поскольку читать Евгения Титаренко подчас нелегко из-за лакун, когда читателю приходится самому догадываться, додумывать то, о чем автор умалчивает.
Итак, повесть "Критическая температура".
Если бы я ставила "половинчатые" оценки (в 10-бальной шкале), то повесть оценила бы на 4,5.
Это произведение о школе, о семнадцатилетних ребятах, которые только начинают свой путь взросления. Повесть написана в 1978 году, потому совершенно понятно, что именно в свои семнадцать они впервые влюбляются - как им кажется, на всю жизнь, - и впервые сталкиваются с предательством и обманом (либо совершают их по отношению к другим).
Произведение очень неровное, отдельные фрагменты написаны мастерски, а другие - совершенно "проходные". Но детективная линия, "склеивающая" сюжет воедино, необычна. Читателю предлагаются разные варианты разгадки, а уж ему самому предстоит выбрать, во что и кому верить.
В целом повесть очень эмоциональна, поскольку все, что происходит, мы видим глазами юной Милы, которая, разрываясь между новой любовью и старым другом, вдруг понимает, что из-за своих чувств видит мир искаженно.

спойлер
Она не заметила, что у мамы тоже есть чувства, что ее друг полюбил учительницу, а любимый человек сделал подлость, ведь он не понимает, что от самих только слов человеку бывает больно.
свернуть

Рассказ "Минер" совершенно другой. Если его и можно относить к детским произведениям, то только с учетом возраста (думаю, этак 14+). Да и вообще рассказ совсем мальчиковый.
Написанный в 1968 году, "Минер" скорее всего, - произведение во многом автобиографичное: сам Евгений Михайлович был разжалован в матросы и служил на Севере, в Заполярье. Видимо, оттуда - потрясающе красочные описания природы этого сурового края.
По стилю повествования рассказ похож на известные всем рыбацко-охотничье-солдатские байки, когда, как у Шехерезады, истории плавно переходят из одной в другую, да и во всем разговоре чувствуется гиперболизация всего-что-только-можно. С одной только оговоркой: в этом рассказе на самом деле есть место для геройского поступка.
По десятибальной системе произведение тянет на 3,5. Но последние 5 страниц просто впечатляющие. Без них, конечно, терялся бы сам смысл рассказа о том, настолько ли ты дорожишь жизнью в целом, чтобы пожертвовать собственной.