Больше рецензий

ivan2543

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 января 2012 г. 20:05

52

4.5

«Имя ветра» прочитал по рекомендации ФантЛаба. Первоначально как-то не хотел браться за классическое фэнтези – слишком уж популярным был этот жанр и сложно придумать что-то оригинальное, не выходя за его границы. Что ж, часть моих опасений оправдалась.

Первые страницы вызвали даже какой-то шок, в положительном смысле. С первых строк чувствуется какая-то почти толкиновская атмосфера, та же неторопливость повествования, какая-то основательность и своеобразная поэтичность, которая отличала произведения величайшего патриарха фэнтези. И, слава Богу (и автору), никаких затасканных эльфов-гномов-орков-хоббитов. Потому что, к сожалению, попытки сделать что-то в толкиновском духе обычно ограничиваются копированием мироустройства Средиземья.

Однако в дальнейшем стиль и атмосфера книги резко изменились. Что, в общем-то, тоже неплохо – оригинальность никому еще не повредила. Но много ли этой оригинальности в произведении?

Прежде всего – магическая система. Соглашусь с предыдущими рецензентами – такую убедительную и логичную магию выдумать удалось не многим. Тут и руны, и мистические имена, и алхимия, и собственное изобретение автора – симпатическая магия, основанная на связывании подобных объектов. Подо все это подведена развернутая философская и логическая база – в мире «Хроник Убийцы Короля» ничего не происходит «по щучьему велению».

Второе – мифология. Изрядную часть книги занимает пересказ древних легенд, сказок и баллад. Собственно, из-за одной злополучной баллады все и начинается. Мифология этого мира богатая, проработанная и поэтичная. И напрямую связана с сюжетом книги, а не дана просто так, для антуража. Именно благодаря этим легендам создается то ощущение древней тайны, которое так важно для классического фэнтези. Для меня проработанность мира – это один из главнейших критериев оценивания книг этого жанра, и с этим у Ротфусса все прекрасно.

Чуть хуже – с образами персонажей. Вот здесь уже оригинальности все меньше и меньше. Все персонажи кого-то напоминают, все они выросли из каких-то РПГшных архетипов или являются вариациями на тему героев известных произведений. Да, это яркие и запоминающиеся образы, но стоит оторваться от текста и опомниться и становится ясно, что они вопиюще неоригинальны. Магистр Килвин – нечто среднее между Хагридом и Дамблдором, ректор тоже смахивает на директора Хогвартса, Элодин – явный гость из Земноморья, Амброз… думаю и так понятно. С главным героем, Квоутом, автор поступил совсем хитро: хочешь заимствовать и не заработать дурной славы – заимствуй из многих источников сразу. Тут и ореол тайного величия, как у Арагорна, и умение крошить демонов и мечом и магией, словно Геральт из Ривии. Его беспризорная жизнь заставляет вспомнить Оливера Твиста, а школьные приключения – Геда-Ястреба и Гарри Поттера одновременно. Ко всему этому у него огненно-рыжие волосы и трагическая тайна в прошлом – ну просто герой аниме. А еще он играет на лютне… Похоже, автор решил сконструировать идеального героя, который бы понравился всем – и явно переборщил.

С сюжетом еще хуже. Он, как говорится, «лихо закручен», развитие довольно сложно предугадать, жизнь главного героя не вертится исключительно вокруг Эпичного Квеста – он и учится, и противостоит университетским врагам, гораздо более опасным для него, чем любое древнее зло, и делает карьеру музыканта, и пробует себя в качестве изобретателя. Но в общих чертах – все весьма банально. Гибель родителей главного героя и его страшная клятва отомстить – типичная завязка для супергеройской истории или героического фэнтези. И далее точно так же – «оригинальный» сюжет сконструирован, как и главный герой, из расхожих штампов. А фэнтези про магические школы, похоже, пора выделять в отдельный поджанр.

Говоря о сюжете, не случайно упомянул только завязку. «Имя ветра» относится к тому самому роду «НЕ романов», тип которых очень удачно определили в своей публицистике Олди. Еще раз – «Имя ветра» - не роман! А только первая часть романа. Поскольку сюжет о молодых годах Квоута просто обрывается «на самом интересном месте». Похоже, Патрик Ротфусс поддерживает тенденцию написания книг-сериалов со сквозным сюжетом, в которых каждый «выпуск» неполноценен без остальных, но при этом гордо именуется отдельным произведением. Такой «популярный маркетинговый ход» тоже несколько настораживает, хотя дело тут, может быть, не в намерениях автора, а в традициях книгоиздания. В любом случае это заставляет с осторожностью оценивать книгу.

Ну и еще один, самый неоригинальный момент, уже отмеченный другими рецензентами – «ре'лар, э'лир», и, что окончательно вынесло мозг – «Мир Тариниэль». Неужели самому автору еще не надоело обилие псевдоэльфийских словечек и имен собственных, снабженных кучей непонятно зачем нужных апострофов - в каждом втором фэнтезийном романе, - что он тащит это все на страницы своей книги?

И все же, черт возьми, что-то в этой книге есть…

Достоинства произведения:

атмосфера настоящего фэнтези;

проработанный, «живой» мир, много подробностей;

замечательная и оригинальная система магии;

проработанная мифология;

высокая увлекательность и остросюжетность;

не убиваемая переводом поэтичность языка;

нет эльфов, гномов и полуросликов.

Недостатки:

ОЧЕНЬ много жанровых штампов (персонажи, сюжетные ходы и т. д.);

Очень Крутой Герой: маг, менестрель, истребитель чудовищ; девочки кричат «ня!!!» и вешаются ему на шею; трагиченЪ и суровЪ;

образы персонажей, несмотря на выразительность, весьма однобоки, не хватает психологизма.

Итог: иноземный менестрель Патрик Ротфусс импровизирует на темы избитых шлягеров. Игра его виртуозна, а вот репертуар неплохо бы обновить. Посмотрим, что будет дальше, а пока осторожные 8 баллов.