Больше рецензий

Alissalut

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2020 г. 14:08

398

4 В жизни каждого человека всегда есть место для Моцарта.

Из понравившегося. Мне снова нравятся мысли о восприятии музыки, о композиторах. Русским композиторам, особенно Рахманинову, в книге уделено немало строк. Очень интересны в этом смысле сны Акселя Виндинга, в которых он беседует со знаменитым композитором.

Начало книги очень логично и правдиво. Чувство вины человека, член семьи которого ушёл добровольно из жизни, а он не понял, не увидел, не предотвратил. Кетиль Бьёрнстад пишет о хорошо знакомой теме психологов, которые общаются с членами семьи ушедших любимых:
Аня, когда она уже похудела, а я еще не понял, что она серьезно больна, и понял это слишком поздно. Марианне, махнувшая мне рукой из зала, когда я сыграл на бис. Я думаю о том, что мог бы вовремя остановить их всех, если бы был умнее. И это чувство вины будет преследовать меня всю жизнь.

Также автор касается темы выбора значимых людей. Что заставляет Акселя выбирать женщин, жизнь с которыми похожа на пребывание на пороховой бочке? И мы встречаемся с описанием сценарного поведения героя, но без использования специальных терминов транзактного анализа. А сценарий Акселя сформировался в детстве:
Выбрать Марианне было то же самое, что выбрать продолжение Ани, это было желание оказаться в том же психологическом поле опасности и угрозы, которое окружало этих женщин. Но так ли все было просто? Ведь все это я уже знал раньше благодаря маме. Лежа на больничной койке, я словно слышу эхо ее ссор с отцом. Там, где находилась мама, никогда не было спокойно. Ее тоска по чему-то иному была так сильна, что рядом с мамой было невозможно верить в счастье. Достаточно было одного неосторожного слова. Может быть, именно этого мне и не хватало после маминой гибели, этих мгновений, которые что-то значили и говорили о том, что человек, будь то вторник или суббота, всегда живет всерьез.

Это достаточно серьёзные и непростые темы, которые требуют не такого «голливудского» сюжета. Тихая вода течёт глубоко. А события в книге мелко фонтанируют, боль шаблонно заливается алкоголем. Автор ещё пропихивает тему детско-родительских отношений, в которых родители навязывают дочери профессиональный выбор. Получается крутой коктейль слишком непростых тем, в которых запутывается и автор и читатель.
Последняя книга трилогии уступает второй.
Я бы рекомендовала остановиться на второй книге трилогии, чтобы не разочароваться. Но можно рискнуть и дочитать, если крутые коктейли вас не пугают.