Больше рецензий

Svetlana-LuciaBrinker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по венским сосискам

3 марта 2020 г. 18:27

1K

5 "Достаточно было почувствовать боль, чтобы все сразу стало другим"

В этой пьесе не одно недоразумение, их гораздо больше.
Мать и дочь, хозяйки уединённой гостиницы в горах, планируют ограбление и убийство очередного постояльца, не узнав в госте двадцать лет назад покинувшего их сына и брата.
Помимо очевидного, присутствуют недоразумения скрытые. Например:
- Нелепая уверенность, что противостоять ударам судьбы лучше всего с полнейшим "равнодушием камня".
Тот, кто не испытывает ничего, недоступен боли. Но и радости тоже! Надевая панцирь неуязвимости, он отказывается и от прикосновений любви.
- Убеждённость, что смерть - это избавление от забот.

Мать. ...Он спит. Он больше не будет знать усталости от работы, на которую надо решиться, от работы, которую надо довести до конца. Он спит, ему больше не нужно собираться с силами, заставлять себя, требовать от себя сделать то, чего он сделать не может. Он больше не несет на своих плечах крест прозябания в четырех стенах, когда человек запрещает себе малейшую слабость… Он спит и ни о чем больше не думает, у него больше нет ни долгов, ни обязанностей, у него их нет, нет, и я, усталая старая женщина, ему завидую, потому что он сейчас спит и скоро умрет.

Так может думать только полностью "выгоревший" человек, утративший способность творить и любоваться плодами трудов своих. Но даже это - временная слепота к прекрасному, хоть от неё и непросто вылечиться. Моей свекрови, растратившей в её 81 год почти все серотониновые резервы, помог дулоксетин. Моя мама всегда черпала жизненную силу в поэзии. Старческая депрессия - жестокая вещь, но не приговор. Марта могла бы бесчисленными способами помочь матери понять, что из смерти не вернёшься, чтобы увидеть море, поговорить с незнакомцем, лечь в свежепостеленную кровать, вдохнуть аромат только что испечённого хлеба! Однако дочь тоже оказалась во власти недоразумения. В смерти она способна видеть лишь лучшее для себя и для других, решение всех проблем.
"Сердце дряхлеет", - говорит своему неузнанному сыну мать-убийца. Я бы ответила: только если сердце не упражнять ежедневно любовью.
Следующее недоразумение: дочь не сомневается, что у матери есть долги по отношению к ней:

Марта. ...И вы должны мне в этом (в убийстве) помочь, ибо вы моя мать, вы произвели меня на свет в стране серых туч, а не на залитой солнцем земле!
Мать. Не знаю, Марта, быть может, для меня было бы даже лучше оказаться забытой, как забыл меня твой брат, чем слушать разговоры в таком тоне.

Распространено странное, болезненное отношение к родителям как к вечным должникам своих детей (или наоборот). Это, мне кажется, чудовищная ошибка. Такие отношения - род паразитизма, который вредит и паразиту, и его жертве.
Можно было бы перечислять недоразумения, из которых состоит жизнь героев пьесы, бесконечно, но это было бы слишком печально, остановлюсь на последнем. Марта и её мать полагают, что где угодно лучше, чем у них дома. Мучительная обида на Яна, который оставил мать и сестру ради лучшей жизни, до сих пор грызёт сердца покинутых. Не эта ли постоянная, двадцатилетняя боль ожесточила их сердца, превратила в чудовищ?
Ян - не невинная жертва. Он - тот, кто расстаётся с близкими (с родной семьёй, с женой Марией), легко оставляет любящих людей, не слишком беспокоясь об их чувствах. По-видимому, именно безмерный эгоизм его побега и послужил причиной того, что две оставленных им женщины превратились в убийц. Равнодушных?.. Нет. В финальной сцене Марта хочет быть холодной, бесчувственной, как камень. Но такого желанного избавления от страданий в равнодушии - ей не дано. "...ни в жизни, ни в смерти нет ни отечества, ни покоя", - так говорит не "каменный", а живой, измученный человек.
И сам Ян, хотя и утверждает, что приехал, чтобы помочь семье, восстановить контакты, понимает, что ничто не вернуть. Поэтому не может открыться, покаяться. Поговорив с сестрой, он приходят в ужас: как в хорошем хорроре, он понимает, что приехал не в родной дом к любящей семье, а разрывает могилу, в которой лежат холодные сердца. Зачем он спустился в этот ад, как Орфей? Зачем оглянулся назад? Видя, что произошло недоразумение, он пытается вновь бежать, освободиться, но настойчивые ледяные руки уже не отпускают... Сцена поистине ужасная. Заставила меня навсегда влюбиться в Камю. Теперь, хочешь-ни хочешь, а придётся читать его дальше. Этого грустного гения.

Прошу прощения, не помню, чей совет. Внесла пьесу в виш до того, как поняла, как этот ресурс работает. Поэтому благодарю весь ЛайвЛиб!

Комментарии


Такие отношения - род паразитизма, который вредит и паразиту, и его жертве.

Полностью согласна... действительно, это не такое уж редкое явление, когда считают, что родители делают добро взрослым детям (и наоборот) из чувства долга, а не по любви и из желания помочь.

Мучительная обида на Яна, который оставил мать и сестру ради лучшей жизни, до сих пор грызёт сердца покинутых. Не эта ли постоянная, двадцатилетняя боль ожесточила их сердца, превратила в чудовищ?

Да уж... читая о таком, каждый раз думаю, "как же это важно уметь прощать, отпускать обиды". Нося в себе обиды и пестуя их, человек делает хуже главным образом и в первую очередь самому себе, обидчику зачастую всё равно...

Интересная рецензия, спасибо)


Всепрощающим и мудрым быть так же непросто, как каменно-равнодушным:) Ничего не поделаешь, мы обречены на саморазрушительные эмоции, я думаю.
Спасибо вам!


Ничего не поделаешь, мы обречены на саморазрушительные эмоции, я думаю.

Вы правы, конечно... Просто можно стараться не копить в себе обиды, отпускать их... но это иногда легче сказать, чем сделать.


Так может думать только полностью "выгоревший" человек

Вовсе не обязательно. Подобные слова в Новом Завете встречаются не раз. Да и некоторые идеи Псалмов обычно интерпретируют похожим образом :)


Значит, эти места в НЗ и Псалмах написаны "выгоревшими" людьми или для "выгоревших" людей:) В виде fanservice.


Это очень может быть :) Надо дать почитать современным психологам :)


Да, я бы с удовольствием почитала о настоящих исследованиях, как влияет Св.Писание на личность. Впрочем, не думаю, что грамотные эксперименты в этом направлении ведутся.


Для статистически надёжных результатов требуется несколько сотен разных писаний. Столько их не написали :)


Можно брать только 4 канонических, зато проверять на сотне тысяч. А контрольной группе давать читать "Мурзилку":)


:)))
У меня есть где-то несколько номеров "Мурзилки" в виде файлов. Могу поделиться с исследователями :)

Я имею в виду, что все книги христианства -- это одно писание. Думаю, даже если добавить еврейские, всё равно одно будет.
Разные писания -- это какие-нибудь Упанишады, египетские гимны, Авеста, мифы греков, саги исландцев -- вот это разные. Реально разных сотня точно не наберётся, даже если к ним былины добавить про Илью Муромца :)


Погуглила List of religions и прочее. Скоро стало страшновато, отступилась. Но так понимаю, что у каждого течения своё Писание. А уж если углубиться в джунгли и отобрать расписанные оленьи кожи у шаманов... Может быть, сотня наберётся. Хотя я уже передумала. Незачем психологам заниматься ерундой:)


Думаю, 3/4 этих писаний опирается на иудео-христианскую традицию, т.е. это по сути одно и то же. А шаманы и анимисты легко обходятся без писаний.
Сомневаюсь, что наберётся сотня :)

Лично мне больше всех нравится писание бурханистов. Особенно вдохновляет самая последняя заповедь:

Не утаивайте от меня ни копейки: утаивший провалится вместе с русскими

Вот это, я понимаю, деловой подход :)))


Да, это проще, чем "не сотвори себе кумира". Делись с шаманом, и ты спасён. Но про кошек это они зря. Вот приедут к ним в гости лавкрафтовские котодемоны, и отомстят.


Пока что к ним русские туристы едут.
Она не читали статью в Википедии и с удовольствием бурханят с бурханистами. Они и не подозревают, что тем самым приближают время, когда провалятся вместе с жадными дикарями, как обещано было :)))

Про котодемонов не читал, знаю только какого-то Ктулху. Его мне достаточно, котодемонов не хочу :)


Чудесная рецензия!
Тема рока и.... "проПрустова ложа" - ад воспоминаний и возвращений.
Про паразитизм вы разумеется правы.
Заметили, что эта пьеса фактически... о смерти бога?
Это ведь маленький апокриф 2 пришествия ( на манер легенде Великого Инквизитора у Достоевского).
Мария - это разумеется Магдалина. Ян - Сын человеческий.
Виноваты все. Бог виноват в своей жадности, узнать получше и поглубже людей, семью... Ну что ж, узнал.
Узнали себя и люди, и ужаснулись своей божественной и ледяной бездне, от которой... и бежал ( а не ушёл!) сын.
К слову - Ян - это отсылка к Яну Гусу, сожжённому на кресте.
Помните ту самую старушку, чью-то добру мать, которая в в сердечном неведении поднесла ему хвороста на костёр, и он улыбнувшись, сказал ей: святая простота!

Пьеса страшна чудовищным непониманием человеком себя и богом - себя, жизни - себя и их перекрёстных ожиданий друг от друга: тишина вывернута наизнанку и противопоставлена друг друга остриём, раня всех и себя: все утопают как в вате в этой тишине, похожей на безмолвие межзвёздное: кричи - не услышат.

Кстати, у Андрея Платонова есть пронзительный рассказ с подобной темой почти древнегреческого рока: после войны муж возвращается домой к жене.
Но есть одно но: он был танкист и горел в танке. Его лицо изуродовано и он не хочет мучить и портить жизнь любимой.
Он решает просто мимо дома пройти... показывается жена, не узнаёт его и просит просто зайти отдохнуть, выпить воды...
До слёз.

Спасибо вам. И отдельное спасибо... одним словом, замечательная у вас мама. Вам это тоже передалось.


Огромное вам спасибо! У меня, как обычно, многое ускользает от внимания. Так здорово, что есть возможность дополнить картину!
Как называется этот рассказ Платонова?


Как называется этот рассказ Платонова?

Простите... я - идиот.
Перерыл все свои сборники Платонова где есть военные рассказы - ничего нет.
Стал подозревать неладное. Уснуть не мог...
с горем пополам и ... с гуглом на пополам, вспомнил ( вспомнили), что это... рассказ Алексея Толстого "Русский характер". И речь там не о жене а о матери.
Просто у Платонова этот мотив возвращения с войны к жене очень частый и сильный... вот и смешалось всё: танки, люди..
Простите ещё раз.


Ничего страшного! А этот рассказ я найду обязательно)


Спасибо за интересную рецензию!
Обязательно теперь прочитаю эту пьесу.


Спасибо вам. Надеюсь, она вас не надолго расстроит.