Больше рецензий

1 декабря 2011 г. 21:03

98

3

Александр Куприн, собираясь рассказать о тяжёлой участи русских проституток, сознательно или нет, вскрыл саму основу поведения людей в современном обществе.
Люди, как правило, стремятся к самым простым и грубым удовольствиям. В описываемых в книге ситуациях они ищут половое удовлетворение, но также лесть и жалость от шлюх. Даже если клиент знает, что все эти чувства – ложь, он с лёгкостью об этом забывает, потому что так ему приятнее.
Люди вообще считают добром всё полезное и приятное для себя, а злом – всё вредное и раздражающее их (вспомним замечательный разговор сутенёрши Анны Марковны с полицмейстером о необходимости защиты “устоев общества” в начале повести). Но этот моральный принцип в чистом виде ведёт к войне всех против всех и поэтому никогда в чистом виде не существует. Он разбавляется другим моральным принципом. Он обеспечивает в обществе минимальный порядок (воровство, убийство и прелюбодейство считаются аморальными), но стесняет людей в их низменных инстинктах, что этим людям совершенно не нравится.
Выход из этого затруднения состоит в том, что среднестатистический человек не придаётся порокам только когда этому человеку угрожает страх наказания за свою низость. Поэтому общество выделяет внутри себя группы, которую позволительно презирать и унижать, и при этом получать от них запретные удовольствия. Одна из этих групп - проститутки.
В повести приводится множество примеров, как эти системы могут причудливо переплетаться (истовая религиозность вышибалы Симеона, чадолюбие Анны Марковны). Но в многообразии этих примеров видна публицистичность, что вредно для художественного произведения.
Почему же в душах людей столь причудливо переплетаются добро и зло? Какая-то мораль вбита в голову с детства, чему-то научила жизнь. Здесь всё настолько индивидуально, что сложно сказать, что человек будет считать правильным или неправильным.
Соотношение книжной и действительной общественной морали создаёт для клиентов проституток парадоксальную ситуацию. Они не считают себя в чём-либо виновными, но проституток при этом презирают. Что ж, так удобнее.
Повесть Куприна помогает многое понять о проституциии как об общественном явлении.
Само существование проституции стимулирует мужскую похоть, ведь её так легко удовлетворить! Более того, не посещая проституток, ты рискуешь оказаться “не как все”, что угнетает мужское стадное чувство (это особенно актуально для подростков. Вспомним случаи гимназистов Гладышева и Петрова). Действует и фундаментальный принцип несовпадения любви и брака в обществе, из-за которого людям нужен секс на стороне. Здесь один из немногих моментов, которые изменились в лучшую сторону со времён “Ямы”.
Проституция существует потому, что спрос на секс за деньги постоянен. Чтобы получить такой секс, не требуется много усилий, а люди не любят напрягаться. Секса мужчинам хочется значительно чаще, чем традиционная времён Куприна семья с её нормой одного брака на всю жизнь может этому мужчине обеспечить. Псевдоположительный студент Лихонин быстро вступает в половую связь со “спасённой” им проституткой Любой, потому что “это можно”.
Сутенёры и власти просто получают с проституции материальную выгоду (плата с клиентов и взятки с публичных домов). Истинная, а не книжная мораль современного общества пользование услугами проституток не осуждает. Ну а главное – секс с проституткой приятен и необременителен, а приятность занятия очень быстро подавляет в мозгу человека все мысли о безнравственности.
Разумеется, это не мешает всем этим людям публично осуждать проституцию. Лицемерие почти никогда не является для человека проблемой, если он видит для себя выгоду лицемерить.
Героини повести не имели лучшей жизни вне своего занятия. Книжная мораль общества, которая всё же осуждает проституцию, их, произошедших со дна этого общества, не очень-то затронула, поэтому моральных возражений в их плохообразованных головах продажа своего тела также практически не вызывает. Проституция при всей своей омерзительности занятие для занимающихся ей довольно “простое”. Она приучает женщин к лени, которая заставляет их в свою очередь с ужасом относиться к более трудоёмким занятиям. Лень одновременно убивает желание стремиться к чему-то большему в жизни, тем самым убивая ещё и их волю.
Они считают альтернативы судьбы проститутки пресными и скучными, и не без оснований. Альтернативные судьбы женщин того же социального происхождения многого не обещают. Проституток справедливо не прельщает перспектива тяжёлого труда. Да и шлейф шлюхи такую женщину никогда не оставит. Даже если проститутка возжелает завязать со своим образом жизни, этой шлейф и собственные привычки всегда будут тянуть её назад.
Конечно, проститутки страдают. Страдают от общественного презрения к себе, хотя ходить по продажным женщинам они никого не заставляют. Их профессия разжигает собственную чувственность и даже, что странно, сентиментальность, но она, разумеется, не удовлетворяется, так как ходят к ним не лучшие представители мужской половины человечества. Все они ждут принцев, но принцем в итоге становится какой-нибудь минимально ласковый с ними блатарь или проходимец. Если клиент хоть сколько-нибудь “приличный”, мгновенно возникает какая-то надежда, но она столь же мгновенно усыхает, так как клиентам нужны только удовольствия. Доходит до того, что все девушки из заведения Анны Марковны в тайне завидуют душевнобольной Паше из-за того, что та испытывает влюблённость к любому клиенту.
Может ли у этих женщин сформироваться недовольство своей жизнью и желание чего-то другого? Может. Но от чего это зависит? Это загадка. От чего зависит, как собственный жизненный опыт и общественная нравственность преломится в сознании человека, понять трудно. Слишком всё здесь индивидуально, чтобы вычленить общую тенденцию. Кто-то горюет, кто-то ненавидит свою жизнь и клиентов, кто-то отдаётся своей порочности. Как пример можно вспомнить Любку, которая считает нормальным обманывать и воровать, но не считает допустимым изменять любимому человеку.
В конце концов, наученная горьким опытом проститутка начинает интерпретировать все намерения людей относительно себя самым низменным образом. Хуже всего то, что она чаще всего оказывается права. Эта профессия способствует открытию страшной правды о самых основах жизни людей на Земле, а именно - отсутствие внутри абсолютного большинства людей моральных препонов для совершения самых чудовищных низостей, если над ними не давлеет страх наказания.
Проститутки по крайней мере не лгут себе и другим, что они живут порядочно и высокоморально. Нужно оказаться на самом дне жизни, чтобы не предаваться самообману. Не слишком ли высока эта цена? Вообще честность перед собой - замечательное душевное качество, вот только до тех пор, пока ты, руководствуясь ей, не поймёшь, что стал мерзавцем в силу своих действий, а сил, возможностей и желания что-либо менять у тебя нет. Именно честность перед собой свела в могилу самую светлую из героинь повести - Женьку.
В повести мы также видим описание истории “спасения” проститутки (возрадуемся, что такие истории, имевшие место быть в России 100 лет назад под влиянием известного романа Чернышевского, 100 лет назад и остались) с финалом, которым заканчиваются все такие истории. Что стоит за этим? Мы должны понять, чего стоят добрые намерения большинства людей и способны ли они изменить жизнь к лучшему.
Само по себе такое соображение вызывается, как правило, исключительно благородным стремлением не просто на словах бичевать общественные пороки, но и личными действиями способствовать улучшению этого мира. Но здесь имеются две проблемы.
Первая проблема – необыкновенная трудность приспособления проституток к новой жизни. Их губит отсутствие привычки к систематическому труду, а ещё больше – ожидание всех людей, что она и дальше будет оказывать им сексуальные услуги. Трудности социализации нередко заставляют таких женщин возвратиться к прежней профессии.
Вторая проблема – поведение самого “спасителя”. Он должен быть готов нести очень тяжёлый крест, который почти всегда ему не по силам. Очень быстро выясняется культурная пропасть между спасителем и спасаемой, после чего спаситель начинает тяготиться своей ношей. Усугубляет ситуацию то, что с проституткой раскрепощается твой половой инстинкт. Он понимает, что “можно”. Он находит полное принятие со стороны спасаемой, которая совершенно логично считает твоё половое влечение к ней продолжение хорошего к ней отношения. Сочетание половой привязанности с культурной и социальной чуждостью ещё более настраивает “благородного” человека закончить свой эксперимент с трагическими для девушки последствиями.
На примере это частного случая демонстрируется ещё одна незыблемая закономерность жизни людей на земле, а именно: предпринятая попытка морально слабого человека изменить мир к лучшему почти всегда меняет этот мир к худшему.
Закономерность в судьбах проституток в том, что им никогда не выбраться со дна общества. Случайность, чаще всего определяемая индивидуальностью личности проститутки – в том, как именно это дно изничтожит и оборвёт их жизни. История краха публичного дома Анны Марковны на фоне неоспоримого мнения, что проституция вечна, должно выражать, по мысли Куприна, как раз эту диалектику случайного и закономерного в жизни общества. Но мне не понравилась некоторая прямолинейность этого сюжетного хода.
Вообще для “Ямы” характерна определённая публицистичность в ущерб художественности, как будто это социологический или этический трактат, а не художественное произведение. Много персонажей, таких как работорговец Горизонт и певица Ровинская, чьё появление нисколько не способствует прояснению смысла повести, а служит только подтверждением мысли Куприна о широком воздействии проституции на общество. Несколько сюжетных линий не имеют никакого отношения к прояснению смысла повести и откровенно здесь не нужны.
Сюжет лишён всякой занимательности – просто случайное нагромождение фактов. Не все слова и действия героев повести имеют последствия, что признак невысокой художественности. Много смысловых самоповторов. Повествование нудное. Может быть, на Куприна оказала влияние ложное положение натурализма, что художник вовсе не должен отбирать факты жизни?
Впрочем, обличитель низовой проституции, Куприн вполне проницателен. Нет возражений против его толкования причин и общественного смысла проституции. Но всё же произведение похоже на большой журналистский очерк их жизни проституток с добавлением речей резонёров о том, что такое хорошо и что такое плохо и как это исправить. При этом острие негодования Куприна направлено на показ тягот жизни проституток и отношение общества к ним, а не на сам факт продажи своего тела одного человека другому. Это снижает и публицистический пафос Куприна.
Нужно понимать, что Куприн описывает почти исключительно “низовую” проституцию, и закономерности, им описанные, касаются именно её. Более высокого класса продажных девиц, занимающихся проституцией из алчности (прообраза современных “эскортов”), писатель касается лишь в эпизоде разговора Ровинской с немкой Эльзой.
Проституция непобедима, потому что все факторы, заставляющие женщин продавать своё тело, а мужчин – покупать его, остаются в силе, и не ясно, почему они должны исчезнуть. Возможность купить секс за деньги и заработать на желании других людей купить секс за деньги остаётся значимым фактором общественной жизни, влияющим на жизнь людей. Эта возможность калечит жизнь одних и делает приятнее жизнь другим.