Больше рецензий

26 февраля 2020 г. 13:48

432

4 "... Если свекровь монстр, а муж слюнтяй..."

В сотый раз убеждаюсь, что не нужно судить о чем либо по одежке, а о книгах - по обложке, а порой даже и по названию! У "Царицы Сладострастия" дизайн обложки и название настроили меня на легкомысленное, не слишком интеллектуальное любовное чтиво. Я представляла главную героиню искушенной развратницей, дошедшей в своем грехопадении до морального дна, не ведающей ни порядочности, ни добродетели... Я страшилась этой книги как огня, так как в принципе не жалую ни мемуары, ни псевдомемуары, ни тем более сюжеты из жизни царствующих особ и их придворных... Но "Новогодний флешмоб" на то и создан, чтобы расширять читательские горизонты... Плюс в пользу книги свидетельствовал ее автор - Дюма что бы не писал, всегда выходило увлекательно! Поэтому, сомневаясь и настраивая себя скептически, я книгу приняла и теперь, прочитав ее, понимаю, что, находясь в плену у собственных заблуждений, могла упустить довольно таки интересный образец французской классики!

Этот роман дает обширнейшее представление читателю о том, как и чем жили при дворе французских и итальянских королей в конце XVII века, какие нравы и традиции там царили и в частности о том, что являет собой в дворцовой жизни и государственной политике персона любовницы главы государства. Все это продемонстрировано на примере взаимоотношений графини ди Верруа и Виктора Амадея II. Можно подумать, что о чести стать любовницей короля мечтает каждая придворная дама, что большинство из них считают подобную участь чуть ли не венцом своей карьеры... Может быть и так, но графиня ди Верруа мечтала совсем об ином... Пределом грёз этой женщины были настолько простые, обыденные, для кого-то даже банальные вещи, что даже как-то странно для аристократки... Она мечтала о том, чтобы ее семейная жизнь сложилась счастливо, чтобы муж вышел из-под неусыпного влияния свекрови, чтобы на не обращали внимание охотники до женской красоты и тому подобное... Все, чего она хотела, - это тихое семейное счастье. Но именно в нем ей было отказано...

К сожалению, статистика не знает, сколько семейных пар потерпели крах в своих отношениях из-за бурной деятельности и слишком большого вмешательства тещи или свекрови... А жаль, было бы очень интересно узнать! Если бы Жанна-Батиста де Люин и граф ди Верруа сочетались браком, будучи чуть постарше и опытнее, может быть им бы и удалось противостоять матери графа... А так граф был в ту пору тем, кто слишком глубоко находиться под материнским каблуком и держится за ее юбку, а невеста была слишком юна и неопытна, чтобы показать свекрови зубки и дать от ворот поворот... Так и получилось, что в церкви обеты давали двое, а в семейной жизни их было трое... Вы только вдумайтесь - муж смог поцеловать жену только после трех лет брака - и то только потому, что мать отлучилась выполнять свои обязанности при королеве! И если молодую еще можно понять - она одна, в чужой стране, во враждебном доме, то граф просто поражает своей бесхребетностью! И самое дикое то, что, пройдя через весь этот ад, его супруга так и не перестала его любить! До самого конца она мечтала наладить с ним отношения, находила ему какие-то оправдания - при том, что во все решающие жизненные моменты он выбирал не ее, а мать!!! Некоторые женщины в своей любви поистине слепы...

Поэтому то, что у молодой графини появился любовник - результат закономерный. И к этому шагу ее, как к пропасти, методично подталкивали и муж, и свекровь... Муж, можно сказать, сам вручил ее любовнику, на блюдечке с голубой каемочкой! На мой взгляд стать любовницей Виктора Амадея в то время для нашей героини - это был единственно верный шаг к собственному спасению. И осуждать ее за это нельзя - это была вынужденная мера и ничего более, что-то из разряда средств необходимой обороны. Меня поразило лишь то, что получив такого влиятельного покровителя, молодая графиня уж слишком ласково обошлась со своими обидчиками - свекровь просто отправили из Турина в дальнее имение, дядю мужа вообще оставила в городе, супруга обошла стороной... То ли я такая кровожадная, но подобные решения я считаю глупостью и слабоволием! Ладно еще муж - у него ни воли, ни хребта, ни ума - он уже и так наказан природой на вечную жизнь в стане амеб, но свекровь и дядя - те еще змеи подколодные и решать с ними вопрос стоило бы более радикально - например, принудить короля обвинить их в заговоре против монарха и голова с плеч - нет людей и нет проблем... В противном случае такие змеи затаятся и будут ждать нового удобного для укуса случая... И вот пожалуйста - когда героиня решает порвать с Виктором Амедеем и сбежать, ее предупреждают, что по тогдашним правилам семья ее мужа вправе потребовать ее поимки и выдачи им! А не было бы этой семьи - не было бы проблем...

Вообще должна сказать, что, читая книгу, я неустанно поражалась нравам того времени... И это при том, что на дворе ныне ХХІ век - век вседозволенности и распущенности. Век - да, но я то нет. Для меня все эти многочисленные любовницы и содержанки, дети от множества разных женщин, все эти подковёрные интриги, нашептывания и науськивания, приятельские отношения между женой и любовницей - просто дикость какая-то. А люди в этом варились всю жизнь и получали от этого удовольствие! Графине ди Верруа тоже была несколько чужда эта обстановка, но она вынуждена была в ней освоиться и со временем вполне справлялась со своей ролью. А уж то, какую роль любовница монарха играла в государстве, - это вообще не укладывается в моей голове. Это Вам не нынешние любовницы - с накаченными губами, нарощенными ногтями и волосами, не умеющие двух слов связать! Порой любовницы королей, по факту оставаясь в тени, на деле правили целыми империями! И глядя на графиню ди Верруа думаешь - она молодая, красивая, неглупая - так почему она досталась такому тюфяку как граф!? Будучи при Викторе Амедее, она была больше на своем месте, чем в доме графа в качестве девочки для постоянной травли его матерью!

В этой книги графиня ди Верруа никакая не Царица Сладострастия... Возможно потом, после разрыва с герцогом Савойским в Париже она и пустилась во все тяжкие, но в этом романе она просто молодая и неопытная девочка, борющаяся за свое место под солнцем... Так что книга считай обрывается на самом интересном месте и вынуждает читателя предпринять определенные поиски, чтобы для себя прояснить этот момент. Чтение на самом деле выдалось очень интересным. Дюма в очередной раз подтвердил свой титул занимательного рассказчика. А я в очередной раз получила урок не делать скоропалительных выводов о произведении на основе исходных данных...

Книга прочитана в рамках 8-го тура игры "Новогодний флешмоб 2020" и 13-го тура игры "Вокруг света"