Больше рецензий

Maximilian-il

Эксперт

Эксперт по музыке души и фильмам Эльдара Рязанова

26 февраля 2020 г. 02:38

693

4 Из "Неугомонного головастика" в "Гляди-ка! Плоские курганы моей родины."

Итак, в моих руках продолжение истории о подростке (хотя уже скорее юноши), любящем читать великую русскую классику и особенно Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (внезапно, не правда ли?), сочиняющем стихи и прозу (находясь в постоянном поиске своего неповторимого слога), путешествующем по России (а скорее кочующем по родной Англии), и абсолютно не понимаемый и не принимаемый окружающими его людьми (хотя он и сам себя не до конца не понимает).
Казалось бы - типичная подростковая книга, но нет, в цикле мы читаем дневники героя которому уже стукнуло 24 года (цикл дневников начался с первых записей Адриана в возрасте 13 лет). Поэтому и темы, затрагиваемые в книге, уже намного глубже, чем юношеские прыщи и сексуальная неудовлетворённость главного героя. В романе, при сохранении всех черт юного Адриана, показаны взросление героя, его попытки (удачные и не очень) осуществить свою мечту, изменения в его отношении к окружающей действительности. При этом и другие герои романа не застыли в своём развитии и также меняются, взрослея от книге к книге.
Так как это личные дневники Адриана, разумеется всё происходящее мы видим его глазами. Однако у нас получается составить полную картину происходящего, писатель соблюдает хороший баланс между раскрытием внутреннего конфликта героя и общей сюжетной канвой, что на мой взгляд, одно из главных достоинств этой книги.
Книга также интересна тем, что Адриан продолжает трудиться над своим самым крупным романом, главный герой которого также писатель, который пишет книгу (и вообщем-то в этом романе безымянный по-началу герой, почти повторяет то, что делает в жизни сам Адриан (или мог бы сделать будь он более "идеальным"). Таким образом под одной обложкой мы получаем сначала дневниковый роман, а в нём ещё роман про придуманного Адрианом героя Джейка, который также пишет роман о Спарге, жившем в доисторическое время, за долго до появления речи и игральных карт...
Роман "Дикие годы...", как и другие книги цикла, несомненно относится и к юмористическому жанру. Автор не упускает случая поиронизировать над главным героям, ставя его в различные неловкие ситуации. Особенный комический эффект достигается при столкновении внешнего мира и восприятия самим себя главного героя - противопоставление интеллектуального и низменного. Адриан очень часто оказывается в очень трудных ситуациях из которых он выбирается при помощи своего интеллекта, при этом не понимая абсолютно простых, даже очевидных вещей. временами он ведёт себя как абсолютный болван, прямолинейно высказывая свою точку зрения людям и искренне не понимая, почему люди его не понимают и не оказывают ему симпатии. Но при этом он всё же находит (пусть и позже чем нужно) подход к людям.
Без смеха нельзя вспомнить и сквозную тему дневников героя - его ревность к неожиданному литературному успеху одного из его главных врагов, которого он когда-то вдохновил на написание книги. На мой взгляд, эта линия романа одна из самых реалистичных и жизненных - ученик превзошёл своего учителя. И вся "соль" этого конфликта как - раз в реакции последнего.
У всех книг цикла есть один серьёзный недостаток - они достаточно быстро забываются. Роман позволяет читателю погрузиться во внутренний и внешний мир столь противоречивого героя, но к сожалению сюжет не задерживается надолго в памяти. Герои - да, имена - почти вспоминаются спустя 2,5 года после прочтения первых трёх книг цикла. Но вот сюжет - уже спустя пару дней после прочтения этой книги начинаешь путаться в деталях, в очерёдности произошедших событий.
Не смотря на вышесказанное, книга доставила мне немало удовольствия, возможно потому, что есть немало пересечений в характерах главного героя и моего собственного. Поэтому моя оценка будет 8 баллов из 10.
Отмечу, что книгу всё же стоит читать после прочтения хотя бы одной из предыдущих книг цикла, для лучшего понимания отсылок к прошлому героев романа, а также для того что бы прочувствовать все перемены (или их отсутствие) в характере Адриана.

Книга прочитана в рамках игры "Книгомарафон".