Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

25 февраля 2020 г. 09:13

482

4 За миг до кошмара

Если выхватывать из «озианы» случайные тома (а точнее, имеющиеся в наличии), то видно две сюжетных схемы, по которым строил свои повести Лаймен Фрэнк Баум. Помимо того, что дворец Изумрудного Города постоянно прирастает новыми эксцентричными фриками, а границы Волшебной страны расширяются, злодейскую часть населения постоянно терзают планы мщения и захвата мира. Какими бы вычурными не казались фантазии Баума, в них ощущается тревога перед шатающейся окружающей действительностью и желание сбежать в бессмертие, где царят покой и изобилие. И немножко шаловливых приключений.

В тринадцатой, предпоследней книге цикла король гномов уже изгнанник. В переводе Н. Криволапчук Руггедо почему-то принадлежит расе никтоков (так, видимо, захотелось поиграть с оригинальным баумовским nome). Злодей соблазняет молодого обладателя магического секрета на интригу против обитателей Волшебной страны. Но коварный план проваливается из-за случайности, зато настоящим сюжетным центром становятся параллельные поиски подарков на день рождения Озмы. И это повод героям встрять в неприятности, навести паники и благополучно выпутаться из передряги ко всеобщему удовольствию. Жаль только, что это все в издании, полном стилистических случайностей, неуточненных имен и даже орфографических ошибок. Зато есть чудесные иллюстрации Елены Цветковой. Она воплотила все диковинки сказки с лукавством, динамикой и детским азартом. Кукольная условность, насыщенная цветовая палитра, авторская интерпретация образов с опорой на традиционные элементы отлично дополняют фантастические приключения.

Кроме трепетной дружбы персонажей, остроумия и находчивости, совершенной беспомощности зла и коварства, их унизительного поражения, в сказке обращает на себя внимание ряд идейных моментов.
Ясно, что Баум строил страну Оз как социалистическую. Большая часть населения в ней работает в свое удовольствие, а кто-то прислуживает привилегированным слоям. Последние, в свою очередь, ничего не делают, а только слоняются по окрестностям в поисках неприятностей, из которых сами себя и вызволяют. Именно с этими девочками (преимущественно) и отождествляет себя маленький читатель. Раз уж Баум подарил такую удивительную страну, то взрослеть вовсе необязательно. И жить по-королевски. Впрочем, из этой книги можно узнать, что у Озмы было одно важное занятие – вершить суд. Правда, разногласия у жителей далеки от уголовных. Например, студенты Атлетической школы взбунтовались против таблеток, которыми им заменили полноценную еду. Маленький урок для всех слишком фанатичных изобретателей и руководителей по совместительству.

Но есть и куда более серьезные наблюдения. Озма запретила всем своим гражданам заниматься магией. Сделано это якобы в целях безопасности. И только избранные, приближенные к царствующей особе, могут продолжать эксперименты. Это ли не проявление тоталитаризма? В стране, где есть дикие звери и безжалостные калидахи, запрет на магию является непременным? К тому же, читатели могут наблюдать культ личности. Всеобщее обожание правительницы Озмы заставляет центральных персонажей буквально не находить себе места, выдумывая наперегонки самые оригинальные подарки ко дню рождения. В кульминационной сцене праздника можно заметить отсылки к старинным сказаниям и хроникам. Но сложно уловить иронию.

Безобидная на первый взгляд сказка в реалиях истории XX века играет зловещими отблесками. Где заканчивается фантазия, мечта о благоденствии и идеальном устройстве общества, а начинается кровавый кошмар? То, что придумал Баум, возможно при всеобщей честности и доверии. Но, может поэтому, эту непрочную нарядную утопичность хочется инфицировать реальной человеческой порчей? И тогда объяснимы все ревизии в книгах и сериалах, которые заполонили массовую культуру XXI века.