Больше рецензий

24 февраля 2020 г. 15:53

3K

3

Эта книга - памятник эпохе, которая безвозвратно ушла, тому времени, когда громкое слово, сказанное с пафосом, могло привлечь внимание, заинтересовать и вызвать восхищение. Сейчас совсем другие времена. Сейчас не то что пафосной красотой слова кого-то можно ввести в трепет обаяния, сейчас просто к самому простому слову нет никакого доверия, всё на подозрении, так чего уж, как говорится, бисер метать... А тут, в принципе, и бисера никакого нет. Есть огромное и одержимое самим собой "я" Фридриха Ницше. Есть огромное желание создать новую библию, и конечно же, чтобы было не одно "евангелие", и "послания к коринфянам", и "песнь песней" и т. д. и т. п. Попытка, по моему мнению, не удалась. Весь этот свод заклинаний, причитаний и поучений направлен прежде всего на доказательство гениальности автора, на доказательство его обязательного существования в первую очередь. Это сугубо личная история его одержимости. Если чему-то и можно у этой книги научиться или чему-то подивиться, то только непреклонной одержимости автора. Читатель как бы должен преисполниться веры в то, что только таким напором и делается другая история - большая, всемирная. Парадоксы Ницше как основной метод в XXI веке выглядят банально. "С горбатыми надо говорить по-горбатому". Ну и что тут оригинального? Это и так понятно, это все и без Ницше знают. И все остальное строится по довольно простому принципу: если хочешь быть богатым, побудь сначала бедным; если хочешь быть белым, стать чёрным; хочешь не замёрзнуть - разденься; чтобы быть добрым, стань злым; пока вы карабкаетесь наверх, я уже стою на вершине и смотрю не на вас, ползущих в гору, а в небо... В общем, надо быть гордым, дерзким, смелым и постоянно метать молнии. После древних греков, после Шопенгауэра или хотя бы одной только работы Фрейда "Я и Оно" всё это ницшеанство представляется салонной эстрадой для экзальтированных особ, падких на красивости. Прошумело, прокричало, прогудело и исчезло. Если привести к какому-то понятному знаменателю, для меня тогдашний Ницше вполне согласуется с сегодняшним "Алхимиком" Пауло Коэльо. Как говорится, у каждого времени свои кумиры...