Больше рецензий

24 февраля 2020 г. 13:35

1K

4.5 После прочтения... писать

Неожиданно полезная книга, которая дала мне хорошего пинка в направлении «Напиши уже что-нибудь». Думаю, что, в первую очередь, сыграла роль предельно дружеская писательская манера Джулии Кэмерон. Мы неплохо и даже продуктивно провели с ней почти целый месяц, попивая чай на диванчике в ее доме в Нью-Мексико.

Джулия рассказывала немного, но все по делу. Пара слов о мужчинах и сексе, несколько предложений об оставленном позади алкоголизме, череда абзацев о дочке и друзьях, много о творческом пути. Так книжная героиня превратилась в мою более мудрую и опытную подругу. Мне понравилось с ней разговаривать. Это был диалог, а не кивание головой и помалкивание, или что гораздо хуже – непрерывный поток словоизвержений.

Если Вы решили почитать именно эту книгу, то, скорее всего, задумывались о том, а не написать ли что-то. Возможно, Вас привлекла неизвестная творческая дорожка. Или Вы когда-то что-то уже писали, но забыли, а сейчас неожиданно вспомнили, что ведь неплохо писали. Но время прошло, а потому думается – ну, и ладно. Или еще один, самый гадкий вариант – какое-то бездушное, высокомерное существо заявило, что пишите Вы плохо, да и полную чушь. Если хоть что-то про Вас, то берите и читайте. Меня потянуло писать после 92-ой страницы…

Книга выстроена примерно как небольшой курс лекций: тема, текст лекции, упражнение. Самая сердцевина «Права писать» - именно упражнения. Они очень аккуратно подталкивают читателя к тетради и ручке. Поначалу думается, что занимаешься какой-то чушью, потом – принимаешься выкапывать забытые мысли и чувства и складывать их на бумагу. Рассматриваешь, сдуваешь мысль, обтираешь тряпочкой, и неожиданно находишь что-то стоящее. Внутри себя. А ты – ведь такая ординарная единица общества.

И, может быть, кто-то подумает, что книга – так себе, нон-фикшн для домохозяек и пенсионеров, которым просто нечем заняться. Или спросят – а зачем вообще ВСЕМ творить? Это же сколько всякой макулатуры наплодят, если каждый возьмется за писательство? У Джулии Кэмерон тоже был такой знакомый. Великий писатель, страдавший ради возможности писать, а потому поливающий желчью тех, кто творит просто в удовольствие.

Не кажется ли Вам странным, что в наших мозгах прочно сидят ассоциации – писательство, бедность, лишения, непонимание и пр. и пр.? Или нередко думается, что я обязательно напишу что-то, но потом, когда уйду в отпуск, когда отдохну, когда буду в одиночестве? И мое «любимое» - а кому вообще могут быть интересны мои каракули?

Не знаю, скольких писательских предрассудков лишитесь Вы после прочтения. Парочка-тройка моих просто сбежали. Но зато теперь у меня есть огромный пухлый блокнот, забитый заметками, очерк, законченный небольшой рассказ и черновой вариант еще одного. И мне уже почти просто нравится писать.

Комментарии


Основная мысль - бери и делай.
Так же?


Если быть более точной, то не бойся делать)

Неужели у тебя нет никаких предрассудков относительно писательства?


У меня один предрассудок. Мне просто лень.))
Хотя есть еще один.
Можешь? - не пиши.


Что за странный предрассудок про "не пиши"?


В письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя». А также запись в дневнике писателя от 19 октября 1909 г.: «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать».

Почему странный?)
Кстати, раскидываю свои заметки на книгу для рецензии.. там есть прекрасный диалог.

Бернат был убежден, что на этот раз да, на этот раз я скажу: Бернат, ты меня удивил: я вижу в этом мощь Хемингуэя, талант Борхеса, мастерство Рульфо и иронию Калдерса[314]. И он пребывал в прекрасном расположении духа и чувствовал себя самым счастливым человеком в мире, когда через три дня я позвонил ему и сказал: Бернат, как обычно: персонажи неубедительны и мне все равно, что с ними может произойти.

– Что, прости?

– Литература – это не игрушка. Или, иначе говоря, если литература для кого-то просто игрушка, она меня не интересует. Ты меня понимаешь?

– Ни один не спасся? Даже последний рассказ?

– Он лучше других. Но все они потерпели крушение.

– Ты жестокий человек. Тебе нравится издеваться надо мной.

– Ты говорил, что тебе исполнилось сорок и ты не рассердишься, если…

– Еще не исполнилось! И у тебя такая неприятная манера говорить, что тебе не нравится, что…

– Другой у меня нет.

– Нельзя просто сказать – мне не понравилось? И точка.

– Раньше я так и делал. Но у тебя нет исторической памяти. Я могу сказать: мне не понравилось, и точка. Но в таком случае ты говоришь: и точка? И все? И тогда мне приходится обосновывать свое «не понравилось», и я стараюсь при этом быть честным, потому что не хочу потерять тебя, и поэтому я говорю: у тебя нет таланта создавать персонажей, они у тебя – просто имена. Все говорят одинаково, и им самим всем все равно, интересны они мне или нет. Без всех этих персонажей легко можно обойтись.

– Как это – можно обойтись? Если из «Крыс» убрать Бьела, от рассказа ничего не останется!

– Ты не хочешь меня понять. Без самого рассказа можно обойтись. Он меня не изменил, не обогатил – вообще ничего!


Здорово, когда плодотворное влияние книги оценено на собственном опыте. Любопытно будет прочесть ваш рассказ. Рецензии у вас замечательные!


Со временем представлю что-нибудь широкой публике)

Спасибо большое за комплимент. Сами не пишите?


Не пишу. Не смею. Не доросла. Только рецензии калякаю, да и то с переменным успехом:) Но подобный опыт мне весьма любопытен. И не потому, что мне есть, что поведать миру, а в целях саморазвития. С большим удовольствием походила бы на литературные курсы в качестве хобби. Пока мне это интересно, но сколько продлиться подобное положение вещей, сказать сложно. Я натура увлекающаяся, непостоянная и совершенно ленивая:) Увы!


Так а почему не сходите на такие курсы?


В Минске ничего подобного нет. Разве что пара мёртвых сайтов. И всё.


Да уж... Знакомо. Когда хочется узнать, попробовать, а единственный источник - интернет.


Эта книга у меня даже есть на планшете, но я ее пока не читала) вообще, не увлекаюсь подобными книгами, потому что они не особо мне помогают) чтобы писать хорошо ( хотя бы относительно), нужно, в первую очередь, смириться с тем, что писательство - слово очень дурацкое, но подходящее, ибо это ремесло. С неромантичной сутью этого романтичного процесса нужно просто смириться, пропустить ее через себя)


Ремесло, возможно... Но мне кажется, самый важный элемент писательства - правдивость и искренность. А это уже сложнее, на мой взгляд.


Самое важное каждый писатель определяет для себя сам) но не так уж и сложно быть искренним в своих текстах, сложно, чтобы искренность конкретного писателя была кому-то интересна и близка, если автор не собирается писать в стол) это нередко и определяет успех


если автор не собирается писать в стол)


А это можно как-то планировать?)


А как нет?) Кто-то пишет для себя - в качестве хобби, кто-то по работе; кто-то с целью публиковаться, а кому-то просто приятен процесс без далеко идущих планов)


А разве нельзя просто писать в удовольствие, отодвинув решение о том, что потом с этим делать?)


Можно) но в том случае, если это не профессия, а хобби) здесь же это ключевой вопрос) отсюда вытекает и вопрос ремесла или исключительно искусства)


А разве нельзя писать и ещё, например, преподавать?) Примеров много. Та же Кэмерон, или Набоков...


Можно, конечно) можно помимо делать что угодно) но как это влияет на публикации текстов или написании их в стол?)


А для удовольствия эффективнее стишки.))
И быстрее во много раз и пристроить проще. Вдруг кому и понравится.


Что значит "пристроить проще"?


О чем пишешь хоть?


Интересный вопрос... О жизни?)


Жизнь – широкое понятие. Можно писать о жизни марсиан или о жизни улиток. Это тоже всё о жизни.


Ну ладно тогда) Потом поделись написанным)


Как-нибудь, когда созрею)

Сам не думал писать?


Всю жизнь что-нибудь пишу)


А последнее что?


Последнее – написал статью о педагогике. А так, можешь почитать мои истории. Писал раньше всё в таком стиле. Даже выкладывал на Проза.ру. Но на этом сайте таких десятки тысяч авторов. Я закрыл страницу.


Спасибо. Почитаю)


Хи, я тоже выкладывал там пару рассказов и тоже удалил.

Но я прошел цикл до конца, от чего кайф поимел полнейший. И конкурсе поучаствовал и с редакторами очень крупных издательств побеседовал.


И?... Почему "хи"?