Больше рецензий

Noniko_27

Эксперт

по симпатичным азиатам и серийным убийцам

24 февраля 2020 г. 06:25

2K

5

Как бы это странно ни прозвучало, но я обожаю миры Мьевиля за их жестокость, мрачную атмосферу и гротескные образы. В своё время осталась в полном восторге от первой книги в цикле, и от второй получила ничуть не меньше удовольствия.

Сюжетно «Вокзал потерянных снов» и «Шрам» не связаны, их спокойно можно читать в отрыве друг от друга. Единственной и слабой связующей является главная героиня – Беллис Хладовин – бывшая любовница Айзека Гримнебулина. Она вынужденно бежит из Нью-Кробюзона, дабы не попасть в лапы полиции, расследующей странное дело, к которому был причастен учёный. Садится на корабль, держащий курс на другой край света в колонию Нова-Эспериум, и начинает строчить письма, заранее скучая по дому. Она рассчитывала на недолгую разлуку, в худшем случае – лет на пять. Но «Терпсихорию» захватывают пираты, вместе со всеми пассажирами, пленниками и экипажем. Доставляют в плавучий город, состоящий из несчётного количества кораблей, и объявляют, что Армада отныне их новый дом. И так пятилетнее путешествие Беллис обратилось пожизненным заточением.

Персонажи в романе прописаны хорошо, пусть в некоторых моментах их натура и проявлялась весьма двойственно. Беллис, несмотря на закрытость характера, подчёркнутую циничность и некоторую долю высокомерия, умудрялась удивлять своим поведением в отношении мужчин. Откровенно говоря, меня расстроило то, с какой лёгкостью ею манипулировали. И как следствие, как персонаж она мне не слишком импонировала. Гораздо легче оказалось проникнуться Флорином Саком – одним из переделанных, что получил новую славную жизнь на Армаде. Его наивность и преданность городу-государству не знала пределов. Он добровольно подверг себя повторной переделке и стал ещё более полезным членом общества, в котором его и до того ценили как хорошего работника. Моим же любимчиком на протяжении почти всей книги оставался таинственный и опасный Утер Доул: учёный (специалист по теории вероятностей), телохранитель (помощник и правая рука любовницы) и безжалостный убийца (по совместительству также известный как отважный воин). К такой экзотической соляночке сложно остаться равнодушной. Очень хотелось бы почитать роман, где именно он фигурировал бы главным героем.

Однако для меня сюжет и персонажи в романах Мьевиля имеют далеко не первостепенную важность. Поскольку, признаюсь честно, на сюжет и посыл в целом частенько забиваю.

В первую очередь, из-за чего я читала и буду читать все без исключения произведения брутального британца – авторский стиль. Он не просто складывает буквы в слова – он творит чудеса. Текст настолько объемный, что буквально с первых строчек ловишь эффект полного погружения. Будто ты сам гуляешь по узким скверикам у таверн, слушая песнь цикад, бьющихся о борта кораблей волн и тихого тарахтения двигателей.

И во вторую, я люблю романы Мьевиля за проработанность мира. То, насколько детально продуманы различные аспекты жизни, не может не поражать, в том числе с какой любовью Чайна подходит к социально-политической стороне вселенной. Интриги внутри одной лишь Армады, разбитой на районы, под управлением разных предводителей, до чего же искусно закручены.

Мне прекрасно известно, что многим не по вкусу дикое количество всевозможных описаний каждой мелочи, встречающейся на пути у героев и не только. Подробные и зачастую витиеватые описания, пожалуй, и составляют половину объёма книги. Вторую половину – бесконечная рефлексия персонажей. :D И пока кто-то ищет идею, посыл… я банально наслаждаюсь процессом чтения. Атмосферой, которая и создаётся благодаря этим избыточным описаниям.

Единственным же нюансом, не то чтобы мне не понравившимся, а скорее, заострившим на себе внимание, стало меньшее количество той самой жестокости, присущей всем городам Бас-Лага. Но, впрочем, это несущественная мелочь, на общем восторженном фоне.