Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2020 г. 20:05

369

4

Мемуары либерального советско-российского режиссера. Написанные на склоне лет, они отражают именно либералистическое мировоззрение, и автор сам недоумевает, как он мог в молодости быть искренним прокоммунистическим энтузиастом. Но юность глупа, потому простительно, а потом он всё понял и стал сатириком и подпольным диссидентом, восхищающимся человеческими и гражданскими качествами Ахеджаковой и Басилашвили...

"7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года я считаю трагической датой в жизни нашего Отечества. Надеюсь, в этот день повсюду в России будут вывешиваться траурные знамена. Ибо в этот день наша Родина свернула с общечеловеческого, цивилизованного пути и направилась под водительством коммунистической партии в исторический тупик."

Не, Рязанов в своей книге вполне раскрывается как талантливый и интересный человек, другое дело, что его идейная позиция не по мне, пусть он и болеет по-своему душой за родину. И то, что в его фильмах меня коробит, для него в них чуть ли не самое главное, это не огрубелость чувств и вкуса, это так и задумано, а то еще и смягчено цензурой. Возможно, людям застойного времени не хватало сатиры, остроты правды пресноватой предсказуемой жизни?
В отличии от Данелиевских, воспоминания Рязанова упорядоченнее и последовательнее, идут в четком хронологическом порядке, с тематическими отступлениями-главками; про родственников и приятелей как таковых - мизер, зато очень много благодарностей тем людям, с которыми автор работал, и каждого он преподносит с профессиональной стороны... даже когда пишет про негатив. И так же интересно узнать о подготовке и съемке каждого фильма в деталях - почему вышло именно так (и тут немало было открытий). Рязанова в комедию загоняли пинками, а он тяготел к драме: раннее творчество - больше давление на него авторитетов и больше комедийного; при самостоятельности и советской многоуровневой цензуре - фильмы-трагикомедии; перестройка и демократия - свобода творчества и чернуха.

"Злости у меня хватает – злости к плохому. ... Я не стараюсь, чтоб обязательно было смешно. Важнее истинность ситуации. Если она окажется еще и уморительной, – прекрасно. Нет, ну, значит, нет. Зато хоть фальши не будет. Стараюсь писать весело, а снимать стремлюсь правдиво. Мне хочется рассказать историю нравов, рассказать честно."

P.S. Лучшим рязановским фильмом, который и приятно, и стоит пересматривать, считаю "Гусарскую балладу".