Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

27 января 2020 г. 10:13

2K

5 Год с близнецами

Оказывается, так можно. Взять в руки книжку начала 1960-х годов, и прочитать ее почти как про сегодня. Наталья Григорьевна Долинина писала в разгар «оттепели», скажете вы. Она была филологом и литературоведом, переносила сложную языковую науку для детей, подтвердите, покопавшись в Википедии. Да, поэтому стиль этой маленькой и очаровательной книжки искусно сочетает достойную речь с милыми шепелявыми шалостями. Не значит, что рассказчица Маша не достаточно усердно учится в своем втором классе. Просто даже в Ленинграде есть такая среда, где не всегда безупречно произносят слова. Взять хотя бы соседку по коммуналке, тетю Надю. Она выходила родителей главных героев в блокаду, а потому сейчас ей позволено быть грубоватой, хамоватой, невежественной. Но, собственно, истинного зла не причиняющей никому.

Родители Маши и Сережи – 29-летние молодые люди, правильные до комичности. Но в своей суровости и они могут допускать ошибки. Правдивость маленьких рассказов из жизни простой семьи в том, что они выключены из больших государственных процессов, но встроены в бытовую и нравственную систему даже не столько своего времени, сколько воспроизводящейся из поколение в поколение. Сегодня никого не удивит разговор о неполных семьях. У друзей близнецов нет отцов. И не потому, что их забрала уже далекая война. А потому что это в характере взрослых людей – сходиться и расходиться. Чувствуется, что дети у Долининой с опаской и тревогой переживают эти ситуации, потому что в их время о таком не говорили публично. В наши дни куда смелее рассказывают детям о подлостях, человеческом несовершенстве.

Смелость героев повести дома и в школе продиктована каким-то высшим порядком. Не у всех есть такое чувство справедливости. Кто-то готов бросить вызов сварливой учительнице ради друга, а кто-то найти обидные слова, будучи отличником и любимчиком. Главное, что превыше авторитета взрослого – любовь. Любовь к молодым родителям с напускной строгостью, к классной руководительнице, которая мудро находит компромисс между правилами и чувствами.

Проиллюстрировала книгу театральный художник Лилия Баишева. Толстыми, стилизованными штрихами Баишева передала ученую непосредственность текста. Как Маша удивленно и бодро рассказывает о своих открытиях, так и в иллюстрациях – рука мастера легко и динамично создает ироничную условность. И особую праздничность незамысловатой городской жизни.

Год как элемент жизненного цикла, как маркер взросления. Каждый день с ребятами случаются какие-нибудь поучительные истории, разочарования и радости, курьезы и небольшие подвиги. Становятся ли они от этого ощутимо взрослее? Если читать это как подготовку к тяжелым утратам, большой ответственности не слишком удобно устроенного взрослого мира, - то это можно назвать взрослением. Очарование героев в том, что они не стремятся расстаться с иллюзиями. И взрослые им в этом помогают. Финал книги – маленький диалог о блокаде Ленинграда. Деликатный, без пафоса, как рассказывают люди, которые действительно пережили трагедию. Они не желают возлагать тяжесть горя на счастливое поколение. Но знать и помнить об этом нужно.