Больше рецензий

27 января 2020 г. 09:49

1K

4 Бегство от волшебника

В своих романах А. Мердок создает особую модель мира. Миры ее уникальны и узнаваемы, притягельны и шокирующи. Как ей это удается? Благодаря особому стилю:
1) внутренние отношения между авторской позицией и рассказчиком,
2) установка на игру как главный принцип построения сюжета и изображения характеров,
3) использование нового мифологического мышления, которое важнейшим элементом сознания персонажей.

По ходу действия романа мы погружаемся в художественную реальность, фантазируем, домысливаем. Перелистываем страницы и уходим все дальше от смысла, заложенного автором. Все глубже погружаемся в колодец своего внутреннего мира. За это я обожаю постмодернистов и их тексты-головоломки.

Роман напомнил мне картины Дали. Реальность, проявленная во сне, страхи и сомнения, скрытые мотивы и никакого действия. Герои выглядят, как космическая пыль. Безвольные, покорные, запуганные, порой непредсказуемые. Бегущие от жизни, от своего счастья.

Ядро повествования - фигура загадочного Миши Фокса. Кто он и откуда не так важно. Миша иллюзия, его могущество — плод воображения персонажей. Вводя его в текст, Мердок пытается нас запутать, пустить по ложному следу. Но как только начинаешь смотреть на эту фигуру не глазами персонажей, а своим, моментально «прозреваешь». Не он волшебник, не он кукловод. Герои добровольно, подобно персонажам Сартра и Кафки, отдают себя в его руки, безвольно покоряются.

Какие темы здесь поднимаются?⠀
равноправия мужчин и женщин,
морали,
школьного образования,
власти и подчинения.

Мердок очень хотела, чтобы в XX веке жанр романа не пришел в упадок. Она опиралась на традицию XIX в. и активно искала новую форму, понятную современному читателю. По-моему, ей это удалось.

Читали что-нибудь у этого автора? Какой ее роман самый-самый любимый?