Больше рецензий

Svetlana-LuciaBrinker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по венским сосискам

26 января 2020 г. 18:42

376

4 В Сарантии хорошая погода

Эту книгу хотелось прочитать запоем, не останавливаясь, как жизнь прожить. К сожалению, в наших краях как раз случилась небольшая, но гнусная эпидемия: не эбола, никаких смертей, одни неудобства, которые пришлось ликвидировать две недели без единого выходного. Зато теперь мне удалось, наконец, принять участие в этой истории от начала и до конца - не только в качестве наблюдателя, но и попутчика. Порой восхищённого, порой испуганного или полного сочувствия.
Это хорошая история! Жаль, что она не попалась мне в 2000 году, когда у меня был клуб ролевых игр. У меня тогда было много клубов ролевых игр под рукой, все они сразу приехали бы играть ко мне. Ах, как обидно! Этот роман - великолепная основа для большой полигонной ролёвки и по меньшей мере трёх кабинеток, для которых я готова прямо сейчас написать сценарий! Увы, сегодня у меня нет даже партнёра для преферанса...
Достаточно процитировать последние слова романа, чтобы вкратце описать, что в нём происходит:
«Думаю, если бы мне подарили месяц в Античности и позволили провести его там, где я предпочту, я бы провел его в Византии, незадолго до того, как Юстиниан открыл Святую Софию и закрыл Академию Платона. Думаю, я бы мог найти там, в одной из маленьких винных лавок, мозаичника-философа, который сумел бы ответить на все мои вопросы, ибо сверхъестественное к нему ближе...» (У. Б. Йитс)
Герой Кея, Кай Криспин, мастер-мозаичник, отправляет в город Императора, чтобы украсить Храм мозаикой. И, ещё не выйдя за порог, оказывается замешан в политическую интригу, которая всё усложняется. К финалу у читателя в руках оказываются все нити, распутанные, некоторые - оборванные, но не все. Многие тянутся во вне описываемой драмы, даже во вне описываемого мира. Это красивая, в деталях описанная штука. Для тех, кто любит качественную псевдоисторическую байку с приятным флером уместной непристойности без пошлости, с уважением к женщине, но и к исторической правде. Магии, мистической составляющей - минимум: кажется, автор предоставляет выбор, сколько вмешательства "полумира" (сверъестественного) видеть в событиях и поступках героев. Знатокам описываемой эпохи расцвета Византии, её роскоши, гонок колесниц, традиций, философских и теологических споров - будет чрезвычайно интересно.
Меня же до глубины души поразил "сарантийский огонь". Нет, это не фэнтези-элемент, не ручной дракон и даже не Шмель-М попаданца. У предков во 2-3 веках до н.э. были исторически достоверные огнемёты! Да, я знала о греческом огне, но представляла его как-то несерьёзно, в виде примитивных древних "коктейлей Молотова", разрушительный эффект которых провоцировался тем, что корабли противников были деревянные и просмолённые. Ошибка! Хотела бы я посмотреть, как эти вещи работали. Не обязательно именно в описанных автором эпизодах.
Кроме того, роман обладает редким достоинством: в центре повествования - художник. Автор беспрецедентно описывает творчество: выбор мотива, радость от находки верного тона, свободу создавать именно то изображение, которое требует воплотиться. Когда власти по тем или иным соображениям ограничивают эту свободу, это величайшая личная трагедия художника, а гибель произведения - это смерть творца. Кею удалось показать это без громких фраз, не оставляя места для сомнений. И очень душевно описано счастье от встречи с настоящим шедевром:

Он чувствовал себя маленьким, смертным, пронзенным песней словно мечом.

Класс! Именно так подобные моменты переживаю и я.
И всё же при всех достоинствах лично для меня книга обладает одним (возможно, единственным) недостатком. Заранее прошу прощения у советчика и тех, кто такой нюанс считает не проблемой, а достоинством.
Это просто приключение. Оно не оставляет неотвеченных вопросов, не заставляет размышлять над дилеммами. Происходящее с героями - захватывает и волнует, но только до той поры, пока не наступит избавление. У этой истории нет подтекста, она глубиной по щиколотку, не глубже. С автором не хочется поспорить - не о чем. Когда все интриги (не слишком запутанные) раскрыты, остаётся только воспоминание о пути, больше ничего. Как от турпоездки в Сочи.
И - нет, фэнтези - не обязательно незатейливый жанр. Тот же Фродо - намного сложнее и многограннее Криспина. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Итак: в целом замечательный опыт, прочла с огромным удовольствием, как конфетку съела. Без остатка.

Большое спасибо, Marshanya , за совет в Лампомоб-2020. Эх, двадцать бы лет назад!..

Комментарии


Рада, что Вам понравилось. И, да, 20 лет назад она была бы вообще бомбой)) Но 20 лет назад у нас, к сожалению, не было этого сайта и возможности поделиться)))


Это точно. Её даже, кажется, тогда ещё не перевели на русский)


На Брайтон Бич опять идут дожди, а деревню Гадюкино смыло. Жаль, что глубина истории всего по колено, а то прочитал бы.
И у меня тоже нет партнёров для преферанса :)


А может, я хожу на голове, и где у приличных людей колени, там у меня совсем другие органы:) Глубина - это такое дело... Не хотелось бы, чтобы возникло неверное впечатление оттого, что у нас линейки разные. Описания состязаний колесниц очень мощное! Оказывается, когда они выезжали на новый круг, то не видели, что творится впереди, скажем, за поворотом. Могла случиться multi-vehicle collision. В общем-то, это всё, что осталось в памяти:) А, нет, ещё приятное описание работы восточного медикуса. Хотя в «Лекарь. Ученик Авиценны» Ной Гордон оно поподробнее. Словом, и посоветовать не могу, и отсоветовать тоже:)


:)))
Думаю, колени у нас примерно в том же месте :)))
А потому почитаю что-нибудь другое. Очередь книг пока не иссякла :)