Больше рецензий

20 января 2020 г. 20:17

429

4 Все дороги ведут в Горменгаст.

Где-то далеко-далеко, в графсте Горменгаст стоит Замок с одноименным названием, и живет в нём древний род Гроан. Уже семьдесят шесть поколений они свято чтут и соблюдают традиции и ритуалы Замка. Но каждый из его обитателей существует в своем тщательно сокрытом ото всех мире, и не спешит его покидать. Меланхоличный семьдесят шестой граф Сепулькгравий, исполняет ритуал за ритуалом и словно устав от всего, свободное время проводит в своей любимой библиотеке, погружаясь в чужие умственные изыскания. Супруга графа Гертруда абсолютно равнодушна к внешнему миру, предпочитает общество кошек и птиц. Их одинокая, живущая в мире собственных грёз, двенадцатилетняя дочь Фуксия, проводит время в своих потайных излюбленных уголках Замка. Сестры графа, близнецы Кора и Кларисса, старые девы, обладающие одним мозгом на двоих.
На территории Замка, в своем доме живет семейный доктор Гроанов - Алфред Прюнскваллор со своей сестрой Ирмой.
картинка FreeFox
И вот настал день, когда появился на свет семьдесят седьмой граф - Титус. И в этот же день начал своё вероломное восхождение по крышам Горменгаста амбициозный Стирпайк, покинув неприятную ему службу на кухне у повара Свелтера.
Отсюда собственно, и начинаются неприятности - хитроумные планы Стирпайка, ломают привычный уклад многолетней жизни Замка, неся за собой смерть и забвение.
картинка FreeFox
Таинственно исчезает семьдесят шестой граф Горменгаст. Напряженные отношения между его камердинером Флэем и поваром Свелтером, перерастают в трагедию, и заканчиваются изгнанием Флэя из замка.
А маленький Титус растёт в тёмных коридорах, и уже вносит своеобразные, посильные ему ноты протеста к навязываемым ему традициям. Эти перемены навевают Замку и некоторым его обитателям чувство тревоги.

День рождения Титуса, день, коему надлежало принести с собой чувство завершенности и кульминации, породил в замен того чувство совершенно иное - чувство, что начинается нечто совсем непонятное. Некие смутные силы, вселившиеся в обитателей замка, дозрели, наконец, до готовности их к действию.

В начале книги одиночество персонажей бросается в глаза, атмосфера безысходности и какого-то сумасшествия поглощает и уносит за собой в тёмные коридоры и пыльные залы. И постоянно кто-то умирает. Что, конечно не прибавляет произведению радостной атмосферы.

Подрастающего Титуса всё время манит мысль о том, что за мир простирается за границами его владений. Он бредит Свободой, и постоянно пытается сбежать.
В дальнейшем Замок и его обитатели переживут своеобразные метаморфозы: некоторые персонажи даже умудряются наладить личную жизнь. А когда происходит небывалое наводнение, Замок из тюрьмы превращается в спасительный оплот, куда со всей округи сбегаются не только звери, но и люди живущие за стеной Замка. В это время мозг графини Гертруды словно пробуждается, и она показывает всем свой необычный управленческий талант! Погоня за вероломным Стирпайком превращается в довольно эпичную и остросюжетную борьбу загнанного в угол злого гения, и выросшего, несущего в себе жажду отмщения Титуса.
Две первые книги получились очень целостными по своему содержанию и повествованию. Здесь есть и начало истории, и её завершение - все проходят определённые испытания, зло уходит в забвение, а Титус обретает то, чего так жаждал. Он сбегает.

И он обретает свободу. Свободу от верности. Свободу от дома. Свободу от доводящих до исступления формальностей и церемоний. Свободу стать чем-то большим, нежели последний представитель великого Рода.

Замок остается пустым. Гертруда снова впадает в "спячку", уходит в свой мир, населенный лишь птицами и котами. В принципе на этом можно было и закончить. Потому что третья книга оказалась для меня самой бессмысленной и не вписывающейся в общий формат. Она не похожа не по своему стилю, не по содержанию на предыдущие две. Выросший Титус, иногда кажется поверхностным и эгоистичным, даже со всем своим стремлением помочь, потому что не вписывается в другой мир, не знает его правил. И в итоге встречая новых людей, он снова и снова пытается бежать. Только теперь его уже манит покинутый им дом, кажущийся нереальным, со всей его таинственностью и мрачностью. Свобода оказалась совершенно не тем, что он себе представлял. Всюду, каждый занимает отведенную для него роль, и Титус чувствует себя чужеродным настолько, что начинает сомневаться в себе.

Теперь он видел во всём только одну истину - страницу назад не перелистнешь.

Возвращение Титуса в родные края, вроде как ставит точку в его путешествие. Но он снова уходит и кто знает, какие ещё приключения для него планировал автор. Для нас история заканчивается на этом.
картинка FreeFox
Всю трилогию оцениваю на твердую четверку, очень тяжело привыкала к необычности персонажей, их именам и запустению Замка в первой книге, и очень скучала не обнаружив всего этого в третьей. Общие ощущения от книг довольно не ясное: иногда читая о тёмных и пыльных коридорах, и еще более тёмных поступках все казалось серым и мрачным - сплошная готичность. И следом, описание ясного солнечного дня, прекрасной природы, и...довольно темный юмор. Весь этот не понятный, какой-то недосказанный мир сначала отталкивает, а потом заставляет полюбит свои "пыльные углы" и отсутствие логичного поведения, и хотя бы намёка на адекватность у персонажей. Было ощущение, что Замок населяют сплошные психи.
Начав читать, все время возвращалась к мыслям о том, что Замок довольно жуткое место, а его жители обладают настолько приувеличенными чертами, характерами, внешностями, что складывалось ощущение словно ты попал в какой-то паноптикум. Но по мере чтения привыкаешь.

Из персонажей полюбились Фуксия - несчастная, неприкаянная дочь Горменгаста; Флэй - верный и отважный слуга; доктор Прюнскваллор, которого к концу второй книги было жальче больше остальных, он растерял свой задор, утратит искру, мне показалось, что последствия вмешательства Стирпайка больше всего отразились именно на нём; и, конечно же Мордлюк - довольно необычный (хотя казалось бы ну куда уж необычнее уже!), но очень верный друг.