Больше рецензий

17 января 2020 г. 10:59

3K

2.5 Где эмоции, Дэвид!?

«А теперь пожелаю вам доброй ночи, срите в постель что есть мочи, сладко спите, задницу к носу подтяните» (из письма Моцарта своей кузине). Обидно, что в книге нам не рассказали о таком Моцарте, сделав её до невозможности серьёзной и тяжеловесной. Впрочем, об этом чуть ниже.

Все мои знания о Моцарте ограничиваются фильмом «Амадей» режиссера Милоша Формана, который называют очень лживым, ведь Моцарта там показывают хоть и талантливым, но разгильдяем, который музыку писал чуть ли не левой ногой с завязанными глазами, а Сальери показывают жалким завистником, который погубил великого композитора. Хотя, на самом деле, Сальери был известен не меньше Моцарта, а сам Моцарт отличался трудолюбием. По крайней мере, так говорят, меня эта история никогда не привлекала и изучать детали жизни Моцарта не было желания. Но вот как-то наткнулся на данную книгу на развале и тут же захотелось её прочитать. Пробудило это желание предисловие от автора:

«Книга эта – исторический роман, а отнюдь не биография, документальная или романтизированная. Исторический – потому, что жизнь Моцарта тесно переплетена с историческими событиями времени, и, следовательно, эта книга является также и историей его времени. Роман – потому, что в создании образов и развитии автор прибегал к средствам художественной прозы. Однако труд этот никак не полёт фантазии».

Прочитав эта предисловие мне, почему то, сразу вспомнились великолепные авантюрно-приключенческие романы Александра Дюма, где персонажи вдохновлены реальными людьми, но вот их приключения и взаимоотношения вымышлены. Я ожидал чего-то в подобном роде, но, мои ожидания не оправдались.

Когда я читаю такие вот романизированные биографии, мне, в первую очередь, важно, чтобы книга вызывала какие-то эмоции, чтобы мы видели, как известный человек реагирует на те или иные события, что при этом у него на душе, или же, чтобы мы увидели известного человека с неизвестной стороны. Здесь же всего этого нет. Это скупая, сухая и малоинтересная книга, как будто прочитал статью в Википедии, но с диалогами. А ведь, если бы я хотел всего этого, я бы выбрал простую биографию Моцарта, в художественном романе хочется чуть больше событий, красок и эмоций, но, к сожалению, у автора был другой взгляд на роман. Обидно, досадно, но ладно…

Заявленного автором «исторического романа, т.к. жизнь Моцарта тесно переплетена с историческими событиям» тоже нет, ибо на все события мы смотрим как бы глазами Моцарта, который может не понимать всю значимость и важность происходящих вокруг исторических событий и жалиться, мол, и что, что война, я хочу, чтобы король послушал мою музыку! Было бы в этой книге, как у Дюма, множество персонажей и сквозь поведение и поступки которых мы могли бы наблюдать за историческими событиями – было бы гораздо лучше Тем более, что немалый объём книги (620 страниц довольно мелкого шрифта) позволял показывать события от лица не только главного героя. Но ничего этого нет.

Да и сам Моцарт здесь показан каким-то неживым и блеклым. Я как будто читаю про андроида, которому поставили задачу «написать оперу как можно более гениальную» - и он это делает. Никаких ошибок, сомнений, тяжелого труда и бесконечного обучения – всё это остаётся где-то там, как бы подразумевается, но зачем вам это, давайте лучше почитаете про сотни однотипных приёмов и концертов? И если вы думали, что у Гюго в «Человеке, который смеётся» много описаний и дворян, то в «Возвышенном и земном» концентрация всего этого просто зашкаливает.

Плюс ко всему, чтобы понять всё, происходящее в книге, нужно очень хорошо разбираться в классической музыке, иначе просто теряешься во всех этих композиторах, жанрах, видах музыки.

В общем, возможно, я оказался не готов к книге, возможно слишком много от неё ждал, но мне она показалась сухой, скучной, безэмоциональной и совершенно проходной. И на звание правдивой книга тоже не тянет, так как по заверениям самого автора он много, что додумал там. А уж если выбирать из этой скучной книги и лживого, но потрясающего фильма «Амадей», я выберу последний.

Комментарии


Мне книга показалась невероятно увлекательной, именно благодаря ей я стала открывать для себя новые произведения Моцарта. Вот вы пишете: не хватает эмоций, событий, в потом оцениваете как недостаток то, что книга не тянет на звание правдивой. Но это же художественная биография! Автор и так много додумывает, а если додумывать ещё больше эмоций - будет ещё более не правдиво. Я много прочитала про Моцарта: и монографии, и письма, и художку, и могу сказать, что роман Вейса вполне достоверен. Он основан на письмах и воспоминаниях, и я бы не сказала, что письма Моцарта очень эмоциональны за редким исключением, как раз в основном это рассказ о том, куда ходил, с кем встречался, что играл, сколько заплатили. Я считаю, что несмотря на ряд недостатков, эта книга - лучшая для знакомство с биографией Моцарта.