Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

25 октября 2011 г. 14:41

42

4

Приятно, что знаменитый цикл о Культуре все-таки решили нормально у нас издать. Хочется надеяться, что издадут побольше и поприличнее. "Игрок" - вторая книга из этого цикла, и переводится, по крайней мере официально/профессионально впервые. Хронологически, по времени выхода от "Вспомни о Флебе" его отделяет год разницы. Но вот с точки зрения цельности "Игрок" если не на голову выше, так на полголовы точно. Причем, не читая оригинал, трудно сказать, почему так - переводчик у книги один и тот же. Наверное, дело в стаже и привыканию к миру, созданному Иэном Бэнксом.

"Игрок" является своего рода азадом - той самой игрой, которой уделено центральное место в истории главного героя, Гурдже. Начинается книга как шахматная партия - немного непонятно, суховато и отвлеченно, как будто с вуалированием сути описываемого мира Культуры. Есть общие идеологические, контурные отсылки к первому произведению. Нам показывают мир игроков Культуры - во "Вспомни о Флебе" была острая грань этого явления - там игроки специально собирались в необычных местах накануне больших катастроф или катаклизмов, возле вулканов, на планетах, которые скоро взорвут, чтобы получить максимальную долю адреналина от игрового процесса. Здесь мы знакомимся с миром и настроениями главного героя, открывая постепенно рисующиеся вокруг особенности и детали. Приятно, что принципы действия этого мира выражают какую-то степень свободы, к которой цивилизация разумных существ в принципе должна стремиться.

Главный конфликт истории начинается, когда Гурдже делают предложение, от которого он, конечно, не может отказаться - в далеком углу Галактики существует цивилизация, владеющая игрой, которую мозг нашего героя пока не может оценить, а потому имеет место быть интрига, азарт непознанного и расширяющиеся зрачки. Гурдже предлагают отправиться в далекую систему, чтобы представить всю Культуру в большом соревновании, на котором соберутся только лучшие игроки. Здравствуй, тётя Мортал Комбат.

Не совсем по своей воле, Гурдже таки примет это предложение. В дальнейшем история будет развиваться достаточно напряженно и интересно, с постепенным натягиванием всех нужных струн, чтобы удержать внимание.

Второй, и основной конфликт истории будет связан с противопоставлением Культуры и местной цивилизации, которая так напоминает нас, хомосапиенсов. В плохом смысле напоминает. Поэтому обязательно будут и некоторые шокирущие элементы. От такого чтения в душе свербит, пропускать в себя мысли о человеческом, по большому счету, естестве, абсолютно неприятно, но...полезно, а значит, деваться некуда.

Финал у истории очень и очень приятный, в духе старых добрых фантастических историй прошлого. Если в таком же духе будет и дальше, то все здорово. Мне понравилось.