Больше рецензий

25 октября 2011 г. 00:15

868

5

Американский философ и психолог Уильям Джемс (Джеймс, 1842-1910) анализирует свидетельства огромного количества людей, имевших интенсивные религиозные переживания или мистические озарения. То, что в основном это протестанты и католики, не снижает ценность книги, поскольку автора интересует специфика и достоверность религиозного опыта как такового.
Очень интересно деление автором религий на две большие группы: 1) религии душевного здоровья и 2) религии страждущих душ. К первой группе принадлежит, например, движение "духовного врачевания" (полезно знать, что это такое, чтобы понимать американские фильмы, вроде "Загадочной истории Бенджамина Баттона").
Книга чрезвычайно богата мыслями и тонкими наблюдениями. Цитирую наугад:

Несколько лет тому назад я сделал сообщение в печати о произведенных лично надо мной опытах опьянения окисью азота. На основании их я пришел тогда к такому выводу, - который и до настоящего времени не поколебался в моих глазах, - что наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный пусть, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые и определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что они должны помешать слишком поспешным заключениям о пределах реального.


В конце XIX – начале XX века США подарили миру трех выдающихся мыслителей: Уильяма Джемса, его друга - Чарльза Сандерса Пирса и ученика Пирса - Джона Дьюи, основоположников прагматизма. В России названия это слово рождает не слишком приятные ассоциации, но бытовой прагматизм и философский прагматизм - это разные вещи. Чтобы убедиться, достаточно прочесть "Многообразие религиозного опыта".

Комментарии


Спасибо за рецензию, книга давно скачана и запланирована, начну ее, пожалуй, читать.