Больше рецензий

20 декабря 2019 г. 23:26

1K

4 После прочтения сжечь

Г. Гегель в труде «Эстетика» открывает перед нами величественные образы мировой культуры, освещая и проникая глубоко внутрь искусства своей мыслью он показывает нам ее нутро, освобождая ее от всяких предрассудков и суждений показывает объективный взгляд на культуру в целом. Гегель считает неблагоприятным время своей эпохи для понимания искусства, а со временем как мы видим, в нашем современном мире понятие и развитие искусства претерпевает еще больший кризис, связанный с онаучиванием во всех сферах деятельности человека, глобальными проблемами современности.
«Мысль и рефлексия (в восприятии произведений искусства) обогнали художественное творчество, по этому наше время по своему общему состоянию неблагоприятны для искусства». Показывая в своем труде культуру во всей своей широте Гегель отступает от научной строгости исследования, обосновывая это тем, что искусство содержит помимо объективного, внутреннюю природу, достойную и необходимую для изучения и понимания. « Но задача философии искусства – не предписывать художникам, как им творить, а выяснить, что такое прекрасное и как оно появилось в существующих произведениях искусства; она не имеет никакого желания давать правила для художников». Гегель создает собственную символику искусства, основанную на понятиях идеи, абсолютного духа, истины и идеала, характеризуя всю культуру, именно как «идея прекрасного», беря за основу идею Платона, он расширяет и освобождает ее от абстракции, раскрывает ее, он осуществляет исследование идеи, как исходный пункт прекрасного и искусства в целом, так же совершая – объединение эмпирического подхода к искусству с точки зрения идей.
Рассуждая о мотивах, заставляющих человека творить и создавать художественные произведения, он выделяет главную мысль, которая является объективной для всех временных этапов развития человечества, рассматривая ее, как присущую индивиду изначально: «Человек делает это для того, что бы в качестве свободного субъекта лишить этот мир неподатливой чуждости...». Человек творит изначально внутри, но его творение необходимо выплеснуть наружу, то есть превратить в объект, одним из помощников ведущих к этому выражению есть истина, которой необходимо вырваться из субъекта и воплотить себя в объект. Конечно, соответствие внутренней мысли лишь ради воплощения внешнего объекта ограничено с некоторой стороны, но такой взгляд на истину необходим, ведь благодаря такому подходу мы откинули мифологические представления и встали на путь научного прогресса. «Наша физическая жизнь и в еще большей мере мир наших духовных целей и интересов покоится на требовании, что бы мы объективно воплотили то, что сначала существует лишь объективно и внутренне, и что бы лишь в этом полном существовании мы нашли свое удовлетворение. Так содержание интересов и целей сначала существует лишь в односторонней форме субъективно, а односторонность есть ограничивающий предел, то этот недостаток обнаруживается как некое беспокойство , как боль, как нечто отрицательное, которое в качестве отрицательного должно снять с себя и тем самым устранить ощущаемый недостаток, преступить знаемый, мыслимый субъектом предел».
Исследуя искусство Гегель огромную роль уделяет идеалу, не идиллии, а именно идеалу в полном и самом высоком его проявлении, он приводит примеры, как в искусстве например голландских художников своего времени изображены люди внешний вид которых непосредственно говорит о их тяжелой судьбе и жизненном пути, но они в этих картинах совершают абсолютно обыденный действия с чистой душой, которая просвечивается через их глаза. «Субъект остается верным самому себе: он отказывается от того чего его лишают; ему не только не дают достигнуть, преследуемых им целей, но он и сам отказывается от них и благодаря этому не теряет самого себя. Человек потерпевший положение от судьбы, может потерять свою жизнь, но не свободу. Эта внутренняя независимость и делает возможным для трагического героя сохранять и проявлять безмятежную ясность даже в самом страдании». Ставя проблему «века героев», Гегель затрагивает проблематичные струны нашего современного общества, показывая отсутствие ответственности индивида за общие поступки. Индивид в нашем обществе старается скинуть с себя как можно больше ответственности, оставляя себе лишь принцип, каждый сам за себя...
Характеризуя настоящее искусство, Гегель говорит о том изобилии разных внешних факторов для творчества, но малом количестве настоящих душевных драм и именно в раскрытии их стоит главная задача творца: «Главным является не внешний ход и смена событий, которые в качестве событий и историй исчерпывали бы собой содержание художественного произведения, а нравственное и духовное формирование и те великие движения души и характера, которые развиваются и развертываются через этот процесс формирования».