Больше рецензий
17 декабря 2019 г. 00:02
1K
4 "А будете вы... еще чьей-то Музой!" или О том, можно ли найти ту, свою самую важную охапку сена
Рецензия– Вы кем хотите быть? Решили уже?
– Конечно, решила, – говорю я. – Астрофизиком… или портнихой… Нет, астрофизиком… А может быть, портнихой? Кем лучше?
– Не будете вы ни портнихой, ни астрофизиком, – говорит он, – а будете вы археологом и еще танцовщицей. И еще чьей-то Музой.
За что я люблю прозу Михаила Леонидовича Анчарова? За его парадоксальный слог, который практически никому не был присущ в то застойное брежневское время. С одной стороны он "рубит правду матку", в каждой главе вещая как ярлыками откровенными, простыми и понятными определениями таких глубоких философских вещей, которые 90 процентов писателей-оппонентов будут однозначно обходить стороной.
И тут же, на соседней странице уже идет самый простой привычный каждому человеку треп о жизни настоящей, прошедшей и будущей. Конечно, самые удачные произведения автора получались, когда главные герои были как раз именно те самые люди из "первой тусовки". С их непостижимыми характерами они живут среди нас и только обогащают местное окружение. "Теория невероятности" тяготит к такому сюжету, ведь главный герой из тех самых физиков-невидимок, яркий, харизматичный, вынужденный жить в то непростое время борьбы и победы над фашизмом и построения нового государства со старыми устоями. Но все же книга больше не о том, а о... поиске гармонии, а точнее, по "теории невероятности"...
Я шел с отчетливой мыслью, что я обязан найти нравственный идеал эпохи. Потому что теория невероятности, которой я придерживался, толкала меня на это безумное и потому реальное предприятие. И конечно, я мечтал найти его в первом встречном. «Не может быть, чтобы мне так не повезло, – думал я, – не может быть…»
И поиск ответов главного героя на вопросы постулатов предложенной Теории оказался не самым обычным. Причем, коварный автор, вводит в сюжет "тяжелую артиллерию" - три рассказа, так называемые Разлуки. И после них ты уже не понимаешь, о чем же в первую очередь написана книга. О любви, о войне или о вечном? А, может, просто о противостоянии физиков и лириков? Да, судить вам, дорогие коллеги-читатели. Каждый увидит в книге свою грань этого многогранного тела.
А так, да, эксперимент продолжается, и он даже в романе приблизится к концу, логичному стройному, но я вам о нем не расскажу ;)
Только снова огромный воз емких лаконичный определений в копилку цитат, которые можно взять на вооружение, чтобы заткнуть недалеких спорщиков! Итак, Мой топ-10 без точно указания мест:
1. Помнится, был спор насчет физиков и лириков – кто лучше? Формула неточная. Этот спор о нравственном идеале и о методе творчества.
2. Время беременно фантастическими открытиями, необычайно расцвела фантастика. А ведь фантастика – это лирика науки.
3. Человек – странная машина. Вот он получает информацию, от которой с ума сойти можно. Девушка, оказывается, любила его друга. А ему неприятно, что она не произвела на него впечатления.
4. Каждая любовь – исключение, – сказал Шекспир.
5. Если он (Тютчев) и может принять версию о том, что лирика – это информация, то прежде всего как информация о состоянии души человека, ищущего отклика у себе подобных. Он догадывается, что лирика есть постановка важных, иногда огромных задач без указания средства к их осуществлению.
6. Многозначительность – это стартовая площадка кретина.
7. Что такое романтика? Это - тоска по великому.
8. Люди нашей эпохи рассказывают дорожному попутчику историю своей жизни, а двое, годами жившие бок о бок, иногда мало что знают друг о друге. Такая наша эпоха. Пуд соли, где ты?
9. Творчество - это разум. Следовательно, это мужество, трезвость.
10. Человек - это не осел между стогами сена. Он, томимый ощущением закона, высшего, чем простые "да" и "нет", мучаясь, ошибаясь, вглядываясь в мир и прислушиваясь к своим тяготением, свободно проявляет свою волю и сам отыскивает свою цель, и цель его не охапка сена, она тоже уточняется по мере продвижения вперед.
Вот за такую парадоксальность я люблю Анчарова!
Игра "Пятилетку - в три тома", Тур 11, Заявка №5, Книга №9
+
Игра "Собери всех", Турнир N3 с Librevista . Витя, огромное спасибо за совет и твою рецензию! Прочитал "Теорию" с большим удовольствием!
Ветка комментариев
не говори!
Ого! Это ж замечательно!
Дружище, рассказывай про аватарку, ничего не разглядел:-)
Чуть влезу;)
Это Женя расчитывает поднять всех обезноженных))
Сейчас я покажу вам портрет. Я предупреждаю вас, что это именно портрет. Во всяком случае, я прошу вас отнестись к нему, как к портрету.
А ведь у него как-то был Олег Даль на аватарке)))
Продолжает он историю Флоризеля))
Там история интересная - для вдохновения использовался "Портрет Амбруаза Воллара" Пикассо.
А ещё одна копия мелькала в фильме "Чудны дела твои, Господи!"
Глубоко)))
А я вот ожидаю кто будет следующим?)) после Клетчатого.
Посмотрим, посмотрим...
все, я переоблачился :))
Это случайно не "Вариант"Омега"?))
кому Омега, а кому - Викинг :))
но в случае Даля - омега ;)
Даль, практически единственный в нашем кинематографе, умел носить шляпы, в том числе и мягкого фетра с большими полями)
Помнишь его солдата бравого в детской сказке Огниво?)
да, может, практически и единственный... хотя, похоже, где-то Высоцкий еще проглядывал
Ещё и в кожаном пальто))
ага)) но типаж уже другой ;)
еще Абдулов в "Обыкновенном чуде" ;)
У нас получается шляпный ряд: Принц=>Опер=>Ковбой;)
кто следующий? Олег Попов? :))
пятый тогда Балбес в тюбетейке))
А головной убор, между прочим так не носят...
Исключительно для солидности;))