Больше рецензий

12 декабря 2019 г. 01:17

411

При этом важны были не факты и подлинная историческая правда сами по себе, а сенсационность всего того, что я напишу.

В целом книга производит достаточно ровное впечатление.

Хотя многое в данном произведении выглядит приукрашенным и иные события добавлены здесь исключительно для красного словца, имея целью одну лишь художественную выразительность (что подтверждается также и приведёнными в самой книге комментариями), в целом это книгу не портит.
Читатель к тому же не считает себя в должной степени исторически подкованным, чтобы выносить громогласные суждения о достоверности тех или иных упомянутых в книге событий.

Зритель не берётся судить об Ольге Чеховой как актрисе, личности или культурном феномене, догадок и предположений относительно её участия и влияния на политические события здесь также не будет, тем не менее, к героине всё же возникают вопросы.
Прежде всего, разумеется, жизнь эмигрантки в России окрашена в утрировано мрачные давящие тона, в то время как сменившая её немецкая действительность даже с упоминаемыми сопутствующими трудностями и лишениями выглядит уже не такой безрадостной и унылой. И хотя слушатель допускает, что именно такой. представлялась действительность для рассказчицы, всё же эта столь слабо завуалированная пропагандическая установка настораживает.
Что ещё любопытно: несмотря на то, что основная роль Ольги Чеховой - и это подтверждает сама книга - в жизни связана с актёрской профессией, автор несколько раз упоминает о своей профессии косметолога. Желающему познакомиться со всеми гранями характера и профессиональной жизни читателю пришлось разочароваться, обнаружив, что кроме двух-трёх обнадёживающих претенциозных упоминаний и нескольких эпизодов, эта часть жизни актрисы освещена гораздо более блёкло, нежели карьера подмостков.

Внушает противоречивые чувства блестящее и пугающее окружение рассказчицы: здесь и Константин Сергеевич Станиславский, и Михаил Александрович Чехов, и Лев Николаевич Толстой, и Альфред Хичкок, и Генри Форд, не говоря уже о верхушке Рейха. Должно быть, это всегда самое удивительное в биографиях знаменитостей прошлого - неизбежно оказывается, что яркие представители своего времени были знакомы друг с другом, имели общие интересы и подчас даже тесно общались. После недолгих раздумий это кажется закономерным: человек, признанный впоследствии потомками как выдающийся, вполне естественно подсознательно потянется к себе подобному.

Книга может представлять интерес для исследователей истории кино и театра (но только в качестве факультативного, околонаучного и околобиографичного знания), историкам и исследователям культуры в эпоху Рейха, почитателям самой актрисы, но для широкого круга читателей рекомендовать её зритель не стал бы.