Больше рецензий

5 декабря 2019 г. 07:28

405

4 Честный труд, но не без изъянов

Очень основательная научная работа, которая охватывает множество сфер жизни древней истории Индии. Приводятся большое число фактического материала, огромный список исследователей и учёных в этой области, список большого числа изданных ими работ.

Однако без внимательного изучения философии и литературы древней Индии, невозможно ответить на один простой вопрос: как могли арийцы скотоводы, спустившиеся в Пенджаб с высоких гор создать такие невероятные образцы философской мысли? Как могли отсталые земледельцы дравидских и прочих южных рас с неразвитой или только-только развивающейся системой общественных отношений создать такие эпосы как Махабхарата, Рамаяна?

Если бы авторы исследователи внимательно изучили духовное наследие ведической литературы, мысли и концепции, озвученные в упанишадах, таких произведениях как Аштавакра Гита, Бхагавад-Гита, Вишну Пурана, Бхагавата Пурана, Девибхагавата Пурана, Тантры, а также обширный корпус буддийской литературы, если бы они самостоятельно изучили восьмикнижие Панини, йога-сутры Патанджали или комментарии Шанкары, неужели они бы продолжали верить в то, что всю эту культуру создали какие-то пастухи и землепашцы?

Почему больше нигде в мировой истории и культуре мы не встречаем ничего подобного или равного по высоте полёта мысли, включая даже опыт греческой цивилизации, цивилизации ариев в Персии, империи Китая и Японии? Общие для всех этапы исторического развития в целом сходны во многих народах и культурах древности, но никто из них не создал такой невероятно глубокой философской литературы. В чём же секрет этого? Почему этой теме не уделяется достаточное внимание?

На все эти вопросы книга не даёт ответов, хотя претендует на научное пособие. Она начинается с утверждения о том, что в Индии вообще нет истории. Я не могу согласиться с этим, поскольку понимание народов Индии к своей истории в корне отличается от такого в западном мире. Однако это не является поводом смотреть на них с унижением и делать такие выводы как британские исследователи, например Макс Мюллер. Не следовало бы и нашим ученым во всём разделять западные взгляды и подходы, но мы не можем от этого избавиться в силу своего исторического развития.

Нужно отдать должное кропотливой работе авторов, такой же, какую в своё время провела Елизаренкова и Семенов для перевода Махабхараты, Ригведы, Атхарваведы на русский язык. Но все эти названные мною учёные не могут ответить на главный для исследователя вопрос о цивилизации Индии, их всех почему-то не смущает одно важное и существенное обстоятельство: культура описанная в литературе ведической Индии не может быть создана шайками пастухов или собирателей и охотников. Если это так, тогда совершенно непонятно кто создал её или привнёс в древнюю Индию и откуда?