Больше рецензий

4 декабря 2019 г. 14:37

2K

5 Меланхолия

Фома Пухов не одарён чувствительностью: он на гробе жены колбасу резал, проголодавшись в следствии отсутствия хозяйки.

( Андрей Платонов. "Сокровенный человек")

Часть 1 ( для узкого круга друзей)

В чудесных воспоминаниях Олеши "Ни дня без строчки", есть удивительные, почти набоковские строки о его дочери... которой у него никогда не было.
Олеше иногда казалось, что его комната ласково вспыхивала, и сквозь лёгкие, полупрозрачные страницы стен, которые листает ангел, проступают голубые очертания детской: игрушки на полу, сирень обоев.
Да, это комната детей дочери Олеши.
Дверь открывается... старый Олеша входит с тортом в руках... Боже, как он помнит этот белый квадрат торта, похожего на окошко в рай!
Эта боль наваждения писателя в конце жизни... ведь тоже, зависть. Зависть к чему?
Что всё это время в нём жило творческое начало, вполне себе счастливое, холёное даже, создававшее чудесные миры, в которых у мужчин были дети, у детей, чудесные игры в цветах: закрой глаза, протяни руку в тишину белого листа, и ощутишь тёплую улыбку щекотки и счастья - это мураши бегают по стебельку изогнувшегося и тоже словно бы улыбнувшегося пальца...

Подумать только! Ничего этого нет, зима за окном, детей нет, никого нет... а по пальцу бегут мураши, которых толком то и не видит ребёнок, нагнувшийся к цветам.
Открываешь глаза: палец в кляксах чернил, и правда похожих на мурашей.
Чудесная и стройная осанка первой строки на песочке белого листа: цепочка мурашей, прилежно бегущих куда-то, неся на спинке дольку радуги от моей ручки, сквозно и прозрачно блеснувшей на солнце.
А у меня на спине - мурашки.
Закрою глаза... я старый и седой писатель, без детей, страдающий алкоголизмом: боже, если бы я только знал, что в далёком 1927 г., совсем ещё юный, полный сил и надежд, я предскажу в этой книге себя... трагический образ постаревшего и пьющего человека с волочащимися по земле крыльями альбатроса, словно в стихе Бодлера!
Вся жизнь прошла. Все музы, словно мотыльки, разлетелись от гаснущего сердца, похожего на догорающий, перевёрнутый фонарь, забытый кем-то в вечернем поле.

Сколько мурашек на спине, плечах, ногах даже: не меньше чем звёзд за окном!
Если нежно сойти с ума и подойти к себе сзади, с изумлением счастливого идиотизма, то можно увидеть яркие, словно звёзды, мурашки на спине, перемигивающиеся в полумраке комнаты; более того, можно разглядеть Большую медведицу и созвездие Ориона ( слева от проступающей и густой тучки правой лопатки).
Да, закроешь глаза, целиком погрузившись в мурашки.. так что кажется, что тебя, словно раненого ангела, этого звёздного мотылька, несут на своих ярких спинках мириады мурашей-мурашек... несут сквозь уставшие вспышки прозрачных вещей, стены чужих комнат, смех детей и поцелуи влюблённых... несут вон в то открытое в звёзды окно.
Почему у этого творческого начала во мне было всё, а у меня - ничего?
Может.. меня ещё и не было толком на земле? Я не родился ещё вполне?

Часть 2

Кто бы мог подумать, что "подполье", так усердно вырытое героем Достоевского в 19 веке в сумерках человеческого существования.. окажется сквозным, и в 20 веке, в творчестве Сартра, Олеши и Набокова, проявятся мрачные выходы-входы этого подполья, обратившись в дивный и звёздный муравейник: предельная и чудная концентрация в романе поэзии и аллюзий ( да что там аллюзий, многие романы вышли из этого романа, включая Мастера и Маргариту!). Есть в романе одна дивная строка, из которой целиком вышел гениальный роман Саши Соколова "Школа для дураков".
Но ещё более удивительна связь романа Олеши с повестью Набокова "Соглядатай", вышедшего всего через 3 г. после романа Олеши: в некотором смысле их можно назвать разлучёнными в мире искусства братьями.

Напомню, что в повести Набокова, болезненного и маленького человека доводит до самоубийства некто Кошмарин, муж его любовницы. ГГ умирает... но, не понимает толком: умер он, или нет?
Далее повествование ведётся от лица Смурова, в которого вселилась душа гг, страдающего от неразделённой любви.
В романе Олеши, если посмотреть на него соглядатствующим взором его героя - Кавалерова, как бы всецело обратившегося в зрение и напряжённый глаз, лишённый крайней плоти заалевшей складочки век, дело обстоит так же: это роман о мёртвом человеке, реющим душой среди сумерков вещей, он ищет тело, себя, чтобы родиться, но родиться не может: ему причиняет боль сама вещность мира, касаясь его и словно бы смеясь над ним: он так на них похож! - Безмолвие - душа вещей!
А его душа, проплывающая среди отвернувшихся к нему спинами вещей ( молчания!), безмолвна, в немой попытке выразить себя, быть!

Итак, представьте себе беседу Достоевского и Набокова.
Представили? Забудьте...
Далее представьте Татьяну Ларину и Беатриче в Аду.
Декорации сна Татьяны смешиваются с адом Данте.
Беатриче, сама душа - Эвридика, сидит за столом среди настоящих монстров: её бесстыдно и развратно трогают, целуют: она у них в плену, она страдает... но как бы в дурмане опьянения: её опоили, она не помнит, что она - душа, Эвридика!

Её бессовестно пользуют все, вот-вот выдадут замуж за самого главного монстра в аду...
А как же он, её... кавалер? Орфей, поющий ей красоту мира.
Есть ли ему место в этом мире, где... в душу не верят, насилуют её со смехом сытым и мерзки... где душа - боже!, - сама не верит в себя, и... ухмыляясь под развратными ласками, смотрит на Орфея... пятящегося в ужасе назад: каждый её стон - как кнутом по сердцу!

Да, Орфей, несчастный и спившийся, искавший её уже тысячи лет.. в разных телах поэтов, безумцев, влюблённых... нашёл её в вечернем притоне.
Она окликнула его, сама не зная почему... окликнула среди монстров, с улыбками сидящих с ней за столом ( интересно, хватит ли у читателя страдания своей души и эстетического сострадания, чтобы разглядеть эту Эвридику... в поруганной и несчастной женщине в конце романа?)
Орфей оглянулся, уже выходя из этого ада.
Обернулся с кружкой пива... и подошёл к ней, почти уже забыв, что искал её 1000 лет: поверх яркой и тающей пены он посмотрел на женщину: да, вот она.. Афродита, поруганная красота мира, которая должна была спасти мир... и что с ней стало?
Трагический образ Анечки, грустной вдовы, моющейся в своём жалком тазике с мыльной пеной, пожалуй...самый мучительный образ Афродиты в искусстве: это та любовь, которую мы... заслужили.

Разве можно завидовать чудесному шёлковому платью с цветами голубыми на нем? Но когда.. эти искусственные цветы, поглощают душу человека, словно земля, поглощающая тело, когда человек умирает...
Завидовать земле и цветам?
Разве что.. хочется быть такими как цветы... но живыми.
Хочется мотыльковой нежностью розоватых подушечек на лапках кошки чувствовать по весне доверчивую и улыбающуюся теплоту земли!
Нет, это не зависть, а отчаяние... Отчаяние видеть, как эта красота земли изменяет тебе, Орфею, влечётся к другому... к чему-то чудовищному, механическому... которое - боже! - чувствует себя на земле, как у себя дома, а всё нежное и ранимое на ней - словно бы далеко от дома своего: куда обернуться Орфею?
Пещера ада и эпохи осыпается от смеха чудовищ - тьма.

Да, зависть к цветам... лепестки поруганного цветка, как осколки разбитого окна: кто-то хотел выпрыгнуть в небо, прямо из ночи земли?
Если это так, то это чудесная зависть безумных, считающих себя деревьями, цветами, птицами..
Да, умереть, и прорасти цветком из тёмной груди земли.
Не чувствовать, не сознавать добра и зла, насилия и бреда мира; просто прорасти... нет ничего страшнее и прекраснее первых цветов по весне: из разъятых простыней снега, из тёмной и влажной земли, к небу тянутся бледно-розовые ноготки лепестков... так похожих на совсем ещё детские ноготки!
Ах, Эвридика!!

Набоков планировал написать удивительную пьесу о Дон Кихоте. Не сложилось.
Саша Соколов в своей "Школе для дураков", думается, во многом развил этот замысел, но ещё раньше... Олеша в "Зависти" придал этому образу метафизические черты, и, как и в романе Соколова - коня Росинанта заменил - велосипед, блеснувший однажды возле коленочки мальчика, подобно очкам на переносице ангела.

Вы когда-нибудь подставляли ладонь под вечерний и словно бы чуточку ослепший, вечерний дождик под фонарём ( идёт пошатываясь по улице, опираясь ладонью о стену дома и как бы опустив голову, втянув её в плечи), наблюдая за тем, как он, словно полупрозрачный и хромающий на одно крыло в воздухе маленький ангел, словно на батуте растянутого тёплого утра, упруго отталкивается от ладони вашей, с улыбкой крыльев делая сальто назад? Но это ещё нужно разглядеть... А ещё лучше не пить. Да.
Так и с романом Олеши. Здесь будет несколько метафизических сальто: из Карамазовых, Дон Кихота, Медного Всадника и Тараса Бульбы.
С чего начать? С Карамазовых?

Итак: было три брата. Старший - Роман. Революционер, расстрелянный ( Олеша играл с огнём: этот маленький роман и правда был революционным, и если бы критики были повнимательней и поумней, то расстрелять могли, вслед за книгой, братом Романом и самого Олешу, особенно учитывая образ Володи ( о нём позже скажу), с настойчивой символикой рождённой из яичка - Елены прекрасной: Владимир Ленин ( сравнение лысой головы Ленина с яйцом... это сильно. Похоже на экзистенциальную попытку самоубийства из ненаписанного и чудного романа Набокова)
Средний сын - Иван. Эдакий Мармеладов из ПиН, раздавленный лошадью и непутёвый философ, страдающий алкоголизмом и... шизофренией.
И, наконец, младший брат - медвежеподобный Андрей ( из сна Татьяны Лариной!) Гоголь бы сказал - Андрий.
Чтобы написать его в полный рост, потребовалось бы несколько ведёрок жирных красок Рембрандта и несколько кисточек Микеланджелло, только что оторвавшихся от фресок со Страшным судом и покусанных райскими пчёлами несчастных людей, с их бугристостью припухшей плоти.

Андрей - это пушкинский кошмар 20-го века, эдакий Царь Пётр на медном ̶с̶е̶б̶е̶ коне: чудовищный кентавр, наводящий ужас на город и несчастного Кавалерова.
Андрей завидует империей... колбас.(Внимательный читатель подметит экзистенциальную и мрачную улыбку бессознательного в романе: фрейдистская тема "анальное и пустота")
Андрей - эдакий Алёша Карамазов... ставший вполне себе сытым и пышущим жизнью инквизитором, к которому ради хлеба насущного пришли страждущие, положив у его ног свободу, в обмен на хлеб и сытость судьбы.

Андрей подберёт однажды ночью лежащего пьяным на дороге Кавалерова, и заберёт его к себе домой, уложив на диван, похожий на футбольные ворота зелёной замшевой травкой: сбитое сердце, простёртое на дороге, на зебре белой рёбер: Кавалеров лежит лицом на канализационном люке ( довольно новый и экзистенциальный взгляд на посмертный туннель - не забываем и Фрейда).
Это Дон Кихот, сражённый в конце книги Сервантеса на землю.
То, чем заканчивает Сервантес свой роман, Олеша - начинает.
Более того, если Сервантес развенчивает ложный романтизм рыцарства, то Олеша (слёзы сквозь смех!), развенчивает.. ненужные и, видимо, устаревшие в мире - любовь, доброту, поэзию.

Для гурманов искусства: тема футбола вспыхнет в романе эллинической нотой чудесного таинства.
Кавалеров борется против колбасника Бабичева, у которого он временно живёт, ночуя на его диване, который, в свою очередь, принадлежит Володе, влюблённого в Валю, дочку сумасшедшего брата Бабичева - Ивана.
Володя играет в футбол, на воротах, против... немцев, т.е. - колбасников.
Таким образом, внимательный ( ну ладно, и не очень трезвый) читатель понимает, что никакого Володи нет, как нет и Кавалерова: они суть сны ( откуда эта стилистика Ленина в моей рецензии?) несчастного Ивана в доме своего брата Бабичева на обломовском диване).
Но главное в другом: тема поруганной красоты незримо вспыхнет в образе Валентины, в чьём имени - эхо Елены прекрасной.
Футбольный мяч, похожий на яйцо, из которого родилась Елена - избиение красоты её рождения на глазах у всех, под смех счастливых и сытых людей: любовно ловящий его вратарь, грустно прижимая его к груди...

Если бы раскрытые листы книги были ладонями ангела, то буквы были бы силуэтами замерших капель дождя, во всех дивных фазах луны, коснувшихся листа: целые соцветия лунных фаз!
Время остановилось, как и положено в соприкосновении с вечной книгой.
Давайте взглянем на ладонь ангела, на голубой почерк дождя.

Душа умершего брата Романа возвращается обратно на землю, вселяясь в тело пьяного, простёртого на чёрном, как ночь, асфальте, мерцающего усталыми, талыми звёздами.
Три брата вновь воссоединяются. Два из них - замышляют убийство третьего брата, не зная ещё, что они хотят убить брата; братья не узнают и друг друга.
И, как высшая нота этого абсурда, Иван, как и полагается Карамазову, беседует с чёртом, своим братом: а может... он просто говорит со своим безумием?

Бессознательное Олеши делает экзистенциальное сальто, достойное Платонова: образ Ивана - это Христос, трагическое эхо первого "Слова" бога, уставшее и поруганное, пыльное слово, замызганное слово, упавшее на землю, всей грудью и лицом своим - в звёзды отражённые в луже.
И если у Достоевского второе пришествие Христа в Испании 16 века оканчивалось заключением его в тюрьму, то в безумном 20 веке, в России... второе пришествие Христа, грозит закончиться.. в сумасшедшем доме, или же... в вытрезвителе.
Т.е., полусумасшедший Иван общается с чёртом... возможно, с самим собой. Христос общается с чёртом.
Христос сошёл с ума от страданий земли: он общается с собой на два голоса: бога и чёрта.
Это сильно... и до безумия грустно.
Ангел, не плачь, твои ладони страниц дрожат, а я ещё не всё прочитал на них.. в том числе и о тебе.

Олеша персонифицировал мучительную борьбу в мире материи и духа: в разлуке друг от друга - они равно обречены, но слиться, обняться, они могут - по Набокову, - лишь в любви.
А есть ли любовь в мире, где истины нет и красота осуждена на поругание и насилие?
Странная и женская фамилия Бабичев ( чудный обыгрыш Макара Девушкина из "Бедных людей).
Андрей Бабичев... как бы беременен смертью своего брата и мукой его рождения: неужели ему суждено умереть для этого?
Да, он пошляк и без-образен. Его мечты - сны ребёнка в утробе: алая, влажная плоть, сплошной эрос плоти разъятой, ртутные шарики эха зачатия и томления плоти при родах: колбасы... пуповина... похожая на кошмарную сосиску: голодный ребёнок в утробе перекусывает со слезами на глазах пуповину, и, словно космонавт в открытом космосе, оступается с голубой, последней ступеньки Земли, и падает спиною в звёзды, чувствуя, как по руке змеится пустоту спасительный трос: солнечный зайчик округлой тишины от разбитого зеркала звука и слова дрожит в голубой и звёздной траве наступающего утра: раненый солнечный зайчик..
Но что это? зайчик чудесным образом выздоравливает, растёт... это уже холёный солнечный заяц.

Но этот чудовищный андрогин ( жизнь), смутно тянется к прекрасному: так мать касается в ночи лунной округлости своего живота, глядя на звёзды: блаженное и тёплое касание изнутри... словно таинственный сигнал с далёкой звезды.
Но что это будет за новая жизнь? Не причинит ли ей боль новый мир?
Слишком много прекрасного предано насилию, поруганию.
Это не зависть к новому и юному миру... а боль за красоту.
Каждая новая эпоха рождает тех, кто стремится к звёздам... стараясь с жадностью оттолкнуться от земли, опрокинув много прекрасного. Не важно: Достоевский это, Пушкин, Рафаэль, пострадавший от "нового и дивного мира" - Платонов.
В воздухе сверкают залитые светом новые ступеньки-имена, и это прекрасно... но когда глумятся над прежней красотой, над вечной красотой, отражающей звёзды... каких звёзд достигнет новый мир? Тления мира или звёзд в луже, куда он упадёт целиком?

Конь апокалипсиса несётся... каменный гость.
Половодье неба: всё заливает синева. Обнажённая душа, обезумев от страха, грозит чудовищу, прижавшись к кресту на куполе храма, похожего на рею затонувшего корабля.
По разлившемуся небу Невы, по городу Пушкина и Достоевского, плывёт безумная и несчастная Офелия среди цветов - любовь, искусство, покончившее с собой.
Грустный человек идёт по воде, синеве, с облаком подушки в руках, похожей на торт.
Он идёт за Офелией, Афродитой вернувшейся в пену, уносимой течением.
Человек плачет и жалобно, со слезами на глазах обращается к ней: милая моя, вот... я подушечку тебе принёс.
Помнишь... ты спала на ней? Дочка... я люблю тебя.
Что же это... случилось с тобой и... миром?
Вернись, родная!

картинка laonov
Кадр из фильма Ларса фон Триера - Меланхолия

Комментарии


Находить в тексте такие отсылки к другим произведениям — одно удовольствие! Ведь, по сути, вся литература сплетена в единый организм, где одно не может существовать без другого. Любопытно ещё, когда одна тема, образ, символ возникает у разных авторов, не знакомых с творчеством друг друга: будто оба выловили одну и ту же золотую рыбку из моря, но разными сетями.


Вы правы: находить в тексте аллюзии... особая игра: эстетические прятки)
Меня поразило, что начало "Сокровенного человека" Платонова, написанного в 1927 г. и роман Олеши, тоже 27 г., удивительно похожи.
А аллюзий в романе и правда очень много, и не все их хочется раскрывать: как в детстве, помните, ищите кого-то играя в прятки, и как-то... в процессе, погружаетесь в совершенно иное чувство, подмечаете и луч на столе и веточку в окне.. они ведь видели кто куда спрятался, да и ищите вы уже словно бы совсем иное, и просто сладко знать, что вон за той качнувшейся шторкой есть что-то, вон в той сверкнувшей капле на ветке тоже что-то есть... что ты ищешь уже давно, и не хочется их находить ( пока!), просто само это чувство - удивительно.

Ведь, по сути, вся литература сплетена в единый организм, где одно не может существовать без другого.

Славная мысль... Знакомы с мыслью Перси Шелли о том, что вся поэзия мира, это часть одного стихотворения, которое пишут поэты и влюблённые?

Любопытно ещё, когда одна тема, образ, символ возникает у разных авторов, не знакомых с творчеством друг друга: будто оба выловили одну и ту же золотую рыбку из моря, но разными сетями.

Здорово сказали) Но замечали, что так бывает и между читателем и писателем? Вы натолкнулись на одну мысль, и знаете, что это ваша мысль, но вот у писателя она развита иначе, но очень похоже... словно есть определённые веточки мыслей с вполне определёнными по форме узорами листьев. Славно..
Вот эта общность мыслей и чувств сквозь века и расстояния - удивительна.
Не читали ещё Олешу?


Конечно, вы правы, это и между читателем и писателем бывает. И вообще между людьми бывает, иначе бы мы никогда общего языка ни с кем найти не могли. Всегда радостно встретить свою мысль у автора — будто друга нашёл. Хотя в школьные годы я такой встрече однажды не обрадовалась — печально мне стало, что не я — первопроходец. Теперь уже знаю, что первопроходцев вообще почти нет.
Олешу пока читала только «Три толстяка», не смейтесь, пожалуйста. Не самое любимое моё произведение из детства. Надо этого автора получше узнать. С чего начать посоветуете?


Хотя в школьные годы я такой встрече однажды не обрадовалась — печально мне стало, что не я — первопроходец. Теперь уже знаю, что первопроходцев вообще почти нет.

А что за встреча, не помните?)
Ну... первопроходцы они разные. Каждый из нас приходит к мысли или явлению с той уникальной жизнью и переживанием, которые в данный миг трепещут у нас за плечами. Так что... все первопроходцы, в этом смысле, главное, верить в своё чувство и успеть почувствовать его глубоко.

Олешу пока читала только «Три толстяка», не смейтесь, пожалуйста. Не самое любимое моё произведение из детства. Надо этого автора получше узнать. С чего начать посоветуете?

Не смейтесь. "Три Толстяка" я сам не так давно прочёл)
Как я понял, это далеко не детское произведение.
А вот Олешу, да, узнать лучше не мешает.
Так у него не так и много написано) Есть пару рассказов изумительных ( я бы выделил гениальный рассказ "Лиомпа" и "Вишнёвую косточку", которая нравилась Набокову), есть маленький роман "Зависть" ( всего 120 стр), и есть... его чудесная книга воспоминаний: Ни дня без строчки.
Вот к последней можно было бы присмотреться.
Олеша писал её в конце жизни а материал собирал долго. Её структура замечательна: есть там последовательные воспоминания и о детстве ( о детстве особенно хорошо написано), и воспоминания о Есенине, Маяковском... маленькие вставки самого разного плана: хорошие мысли об искусстве, жизни, Достоевском, Хемингуэе..
Такую книгу можно читать вместе с другой книгой. Просто захочется отдохнуть и прочесть о самом разном пару страниц... и всё.


Да, всё так, как вы говорите, насчёт первопроходцев. Это с одной стороны. А с другой — все мысли уже были в той или иной форме, носились в воздухе, как дух над водой. Это помогает не зазнаваться, если уж и додумался до чего-то прекрасного.

Помню, конечно. Лет в двенадцать, наверное, я поняла, что надо довольствоваться настоящим, а будущее придёт само. По крайней мере так я тогда смогла сформулировать, хотя эта фраза немного не точна по выражению. А потом, почти сразу — бац, дневник Толстого, а там «делай, что должен, и будь, что будет». Это Марк Аврелий. Ну, я обиделась тогда, думала, что открыла истину и смогу перевернуть ею мир. А оказалось, всё давно известно)

Теперь я таким встречам радуюсь, но мне уж и не двенадцать-то лет.

Спасибо за совет, почитаю Олешу обязательно. Люблю читать сразу несколько книг.
Вот и мне так казалось в детстве, что «Толстяки» какие-то не такие, как надо для детей)


все мысли уже были в той или иной форме, носились в воздухе, как дух над водой. Это помогает не зазнаваться, если уж и додумался до чего-то прекрасного.

Хорошо вы про дух гад водой...
Вы правы, есть что-то чудесное в том, что всё уже было и все мы равно дышим воздухом, из которого потом лепятся разные слова: слова детей, влюблённых, поэтов... а потом слова вновь становятся воздухом.
Славно сознавать эту общность. Иной раз ребёнка послушаешь... ну Кафка, Лорка! И ведь они не знают о них ничего, и... тем более не зазнаются, т.к. не знают, что.... можно)

Вы в 12 лет читали дневник Толстого и знали о Марке Аврелии? Н-да... девочки и правда взрослеют раньше мальчишек))
У меня в детстве как-то само собой сбывалась вторая часть Аврелия: будь что будет... и я бегал через забор, покрытый битым стеклом от старичка, похожего на Толстого и огромной собаки и т.д.)
Нет, таких мыслей как у вас у меня и в помине не было, но были странные и поэтические образы, над которыми подсмеивались сверстники, а потом я встречал их пыльцу на страницах поэзии.

Спасибо за совет, почитаю Олешу обязательно. Люблю читать сразу несколько книг.
Вот и мне так казалось в детстве, что «Толстяки» какие-то не такие, как надо для детей)

Так любил читать Набоков) Я так тоже люблю: взять художественную книгу, романчик. Взять.. например, нечто мемуарное или околонаучное и поэзию, и вот так читать в разных направлениях, объёмно.
Кстати, в Трёх толстяках есть нечто от Лолиты. Олеша в молодости встретил прелестную девочку 12 лет Валю Суок, и в шутку сказал друзьям, что будет растить себе жену с детства.
У неё были и другие сёстры, старшие, на одной из которых он и женился: на Ольге, посвятив ей книгу. Но друзья знали кто именно был прообразом героини.. Да и в романе есть эта тема..


Дети... да, за ними можно записывать и потом из этих фраз выращивать произведение.)
Ну, про Марка Аврелия я узнала позже, но, наверное, да, девочки взрослеют раньше. В этом возрасте у меня случился роман с Достоевским, но это не повод делать из двенадцатилетних девочек Лолит.
А эти образы, что были у вас, находились вами потом только у других авторов, или дожидались воплощения и у вас?


В этом возрасте у меня случился роман с Достоевским, но это не повод делать из двенадцатилетних девочек Лолит.

Ну разумеется не повод. В 12 лет роман с Достоевским? Чудесно.. в этом нежном возрасте часто замечал удивительных девочек вот с таким вот как у вас стремлением к высокому и прекрасному: хорошие и дивные книги, блокнотики со стихами... они казались мне совершенно из другой породы людей, чудесными созданиями.
В 3 классе стоял возле таких вот дивных созданий ( они были старше, классе в 7-8), и говорили о прекрасном, о Ромео и Джульетте. Я был зачарован.. и их словами и мимикой... всем этим новым миром.
Захотелось к нему приобщиться, к ним, чуточку приобщиться. В тот же день взял в библиотеке Шекспира ( странный и улыбчивый взгляд доброй библиотекарши).

А эти образы, что были у вас, находились вами потом только у других авторов, или дожидались воплощения и у вас?

Ну, находятся они и сейчас) Например, с удивлением заметил в Зависти Олеши, родной для себя образ: Олеша написал, что очки переезжают через нос на колёса велосипеда. ( дословно).
А у меня уже давно этот образ, только повёрнутый иначе: с коленочкой носа, но в перспективе на без десяти а-ля Пикассо).
В какой-то рецензии старой уже использовал его более развёрнуто.
Что значит... дожидались?) Они росли, отцветали, рождали новое.. иногда пишу стихи но сжигаю их, но аромат их остаётся в душе.
Более явные воплощения их в - в моих историях, наверно. Но они на любителя, мягко говоря)
Сейчас вот на Платонова пишу одну историю странную.


Шекспир в третьем классе — это сильно. Не помните, какое произведение прочли тогда первым и какое было впечатление?

За что сжигаете стихи? Рукописи же не горят. Или?..)

На любителя. Только на любителя чего? Вот Олеша, Набоков или Платонов — они для любителей чего? А Толстой? Чехов? Мне чувствуется, вы сами хорошо понимаете ценность ваших заметок, разве нет?)


Шекспир в третьем классе — это сильно. Не помните, какое произведение прочли тогда первым и какое было впечатление?

Помню, такое не забывается) Просто я... когда пришёл домой, наткнулся на гостей: шум, суета... А прикоснуться к высокому и таинственному миру девочек хотелось сразу ( по дороге уже открывал страницы и выхватывал разные строчки... голосами девочек, причём самых разных), потому и поспешил с Шекспиром в туалет. Там и начал читать Ромео и Джульетту, присев к стенке и забыв обо всём: где я, в каком времени... очаровался этим миром сердечных переживаний и вообще... хотя многое смутно было для меня, как музыка.
Дочитал уже позже ( пришлось выйти из туалета: слишком долго там был и так).

Так это и не стихи в полной мере) Так, рисунки на полях впечатлений. Хотя в историях пару раз они прорывались. Стыдно такое показывать.)

Интересно вы про любителей) Ну, есть разное. Есть в искусстве изгибы чувств и впечатлений, которые я бы не посоветовал и друзьям: они как бы на периферии общего и стройного течения чувств. В них много болезненного и надломленного. Но и красота в них есть, но тоже надломленная.
А человек тянется к стройной красоте, и если это абстракция и художественный бред, то он должен тоже быть... как бы гармоничным бредом и грезой.
Это нормально.
Что касается моих заметок-историй... они больше дневники моих литературных и художественных впечатлений. И как положено дневникам, в них много сырого, с уклоном на свежесть впечатления, но есть и отточенные образы и мысли, да, которые, в чисто художественном плане или литературной наблюдательности - действительно не плохи.
Да и бессознательному я люблю уделять место, в том числе и в рецензиях: копаясь в бессознательном текста, а это зачастую мало кому интересно, согласитесь.
Так что, в этом смысле не очень и важно что я чувствую. Мне больше стыдно за то, что иногда друзьям приходится читать довольно длинные и странные простыни, и во многом рад, что часто друзья просто плюсуют из дружбы рецензии и истории, не читая и не утомляя себя.


Такие эпизоды из детства — чудо. Как картинки старых слайдов. Спасибо за рассказ, я всё живо представила)


Итак, представьте себе беседу Достоевского и Набокова.
Представили? Забудьте...


5e514ffd9e4dea57329059f54773c4b2.gif


Так и с романом Олеши. Здесь будет несколько метафизических сальто: из Карамазовых, Дон Кихота, Медного Всадника и Тараса Бульбы.


Любопытно, Саш! какой многогранный роман у Олеши!


сравнение лысой головы Ленина с яйцом... это сильно.


сразу вспомнила Пуаро с его яйцевидной головой 5e514ffd9e4dea57329059f54773c4b2.gif кто о чем, а я....)))))

Чтобы написать его в полный рост, потребовалось бы несколько ведёрок жирных красок Рембрандта и несколько кисточек Микеланджелло, только что оторвавшихся от фресок со Страшным судом и покусанных райскими пчёлами несчастных людей, с их бугристостью припухшей плоти.


Хорошо сказал!

135d02aa35ad75a2cb714a35c35d94ce.gif

Кавалеров лежит лицом на канализационном люке ...
Это Дон Кихот, сражённый в конце книги Сервантеса на землю.


интересная аллюзия получилась!)

... значит, "Зависть" можно отнести к одним из твоих любимых произведений, Саш? может, и мне почитать?)


Любопытно, Саш! какой многогранный роман у Олеши!

Да, Рит, многогранный. Да многогранных романов полно, с кучей "вумных" аллюзий и т.д.
Но ещё важен вкус и узоры водяные этих символов, а вот это уже другое дело.
На самом деле, этот маленький роман читается удивительно и без всяких аллюзий, просто с ними он и правда сияет иначе)
Похоже на дивную шкатулку: там и редкие поэтические метафоры, и неожиданные повороты сюжета, и чисто художественные ( в смысле кисти и красок) описания, в разных жанрах, и шикарный юмор ( на некоторых местах, Рит. ты бы улыбнулась в голос)

сразу вспомнила Пуаро с его яйцевидной головой кто о чем, а я....)))))

Смешно)
Слушай, читал какой-то рассказ Конан Дойля, где Шерлок расследовал ( разумеется, у себя в уютной Англии у камина) убийство Карамазова.
А если бы... Пуаро расследовал убийство Ленина?

... значит, "Зависть" можно отнести к одним из твоих любимых произведений, Саш? может, и мне почитать?)

Ну, к любимым может и не отнёс бы этот роман... но к шедеврам и уникальным романам, который я буду перечитывать - однозначно.
Этот роман в своё время взорвал и очаровал русскую эмиграцию: Набоков, Нина Берберова, Ходасевич, Газданов... восхищались им. Платонов им восхищался и многие другие.
Это мучительный роман: в нём Олеша надорвал душу и творческий запал судьбы, слишком много в него вложив и даже предсказав своё будущее.
Уникальный в этом смысле роман.
Кроме того... это один из немногих романов, где.. действительно встретились Достоевский и Набоков)
Советовать не буду, Рит, просто... обрати внимание на него)


шикарный юмор ( на некоторых местах, Рит. ты бы улыбнулась в голос)


это большой плюс - я очень ценю юмор в произведениях))

А если бы... Пуаро расследовал убийство Ленина?


ого, даже не представить)) было бы неожиданно сто процентов))


Советовать не буду, Рит, просто... обрати внимание на него)


хорошо, Саш)) спасибо!))