Больше рецензий

Lacrim_Verloren

Эксперт

Далеко не Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2019 г. 15:05

531

3 Спойлер

Не скажу, что эта история не понравилась вовсе, но как-то и детектив получился так себе, и мистика неатмосферная.

Вообще я не знаком с биографиями ни сэра Артура Конан Дойла, ни Оскара Уайльда, так что воспринимал персонажей скорее как героев, связанных с историческими личностями лишь именем и какими-то фактами, поэтому не могу оценить их похожесть на прототипов.

Образ "гениального" Артура Конан Дойла мне не понравился. Писать о гениальном сыщике все-таки и правда легче, чем быть самому таким: ты изначально знаешь, кто преступник, и запутываешь клубок так, чтобы ниточка привела к нему. Впрочем, думаю, что все-таки для этого дела острый ум тоже нужен. Дойл же в книге особо умом не блистал. Скорее он был тем благородным рыцарем, что спасает даму в беде, а у этих ребят с мозгами обычно проблема - когда их выдавали, они получали свое благородство.

Этот мотив "дама в беде" и влюбленность Дойла в мисс Тракстон не понравились вовсе. У Дойла была горячо любимая жена, на данный момент умирающая от чахотки, и хотя та сама дала своего рода благословение на интрижку (только бы до нее не дошли слухи), очарованность Дойла юной (еще не совершеннолетней, кстати) девушкой выглядит как предательство. И его борьба со своей страстью к ней не чувствуется как борьба: будто он не думает о том, что изменяет любимой жене, а о том, что это неправильно с точки зрения обетом и прочего. И если начальное его влечение можно было бы списать на мистику, то в конце, когда герои со всей мистикой разобрались, его обращение к Тракстон: "Да, я пока не свободен, но вот скоро..." - это было некрасиво. Причем некрасиво именно потому, что Дойл изображал из себя благородное существо, которое не может позволить себе измену. Пожалуй, я не был на его месте и не знаю, каково жить, зная, что твоя любовь вот-вот умрет, а ты останешься жить дальше, но мне кажется, что если человек и правда любит умирающего, он не станет жить будущим, пока тот еще жив.

В общем, образ Дойла мне не понравился вовсе. Другое дело - его друг Оскар Уайльд. Пока этот рыцарь (как и положено любому рыцарю), мчит спасать даму в беде, ни в чем не разбираясь и делая все, чтобы погибнуть самому, а заодно и его лучшему другу, этот самый друг идет на жертвы, чтобы действительно помочь Дойлу. Да, жертвы Уайльда кажутся странными: решиться остаться в комнате, которая тебе просто отвратительна, или запачкать костюм, или испортить ботинки - но для Оскара это реальная жертва, и это при том, что он не подозревает даже, что и жизнь его под угрозой. В общем, Уайльд был отрадой в этом произведении.

Что же касается детектива и мистики... Мистическая часть мне не понравилась вовсе. Возможно, отчасти тут сыграло то, что книга вышла у нас в серии Звезды мирового детектива, и я надеялся, что вся эта мистика окажется пшиком. Еще это же желание было продиктовано тем, что герои у нас - реальные люди. Как-то больше веришь в мистику, если она происходит с вымышленными персонажами. И даже "Мистические" в заголовке не настроили меня на нужный лад. Но, думаю, вина не только в моих ожиданиях, но и в том, что подано все это было как-то... без огонька. Там у них человек летал на самом деле и пули телепортировал! Но описывалось и воспринималось это так, будто вполне обычное дело. Да и призраки не наводили того страха, который ждешь от них. И хотя Дойл и напрягался из-за того, что не может найти будущего убийцу и спасти "даму в беде", хотя и его жизни угрожала реальная опасность, все равно ощущения неотвратимости и страха перед неминуемой судьбой не чувствовалось.

Детективная часть тоже оказалась так себе: герои не смогли заранее вычислить убийцу, так что просто остановили его. Не они одни в этом поучаствовали (и эти тузы в рукаве мне не пришлись по вкусу потому что: см. абзац выше), но смысл детектива именно в расследовании, а Дойл мозг практически не пытался включить. То-то его герой, знаменитый Шерлок Холмс, над ним посмеивался. Впрочем, мы же выяснили, что Дойл у нас рыцарь, так что откуда у него мозг?

И все-таки я бы обрадовался, если бы автор свел всю эту мистику к шарлатанству. Момент, когда Дойл показал Уайльду записку от специалиста, в которой утверждалось, что люди с тем редким диагнозом, что был у мисс Тракстон, часто сходят с ума, и Уайльд понял, что друг, это прекрасно зная, все равно поскакал спасать даму, мог стать бы очень сильным, если бы дальше автор развил эту тему, а друзьям пришлось бы выбираться из действительно сумасшедшего дома, в который утянул их Дойл. Но нет, автору захотелось призраков.

И все-таки книга как приключение - вполне себе хороша. То есть не так, что бы отличная, но бросить ее не хотелось. Некоторые моменты мне так и остались неясными (

спойлер
например, один из финальных эпизодов, где Дойл и Уайльд выводят мисс Тракстон из дома, чтобы сжечь портрет, под солнышко, и казалось бы, она от этого не умирает и вот-вот начнется новая жизнь, но стоит гостям разъехаться, как девушка снова закрывает все ставни и собирается прожить остаток дней в темноте и одиночестве. К чему тогда была сцена с вполне нормальным выходом на свет божий?)
свернуть

), но поприключаться с этими господами было занятно. Автор в конце обещает, что у истории будет продолжение, и Артур Конан Дойл с Оскаром Уайльдом снова будут главными героями. У нас оно еще (или вообще?) не издавалось, но, думаю, я был бы не прочь глянуть, во что они вляпались на этот раз.

Кстати, забавный факт: в конце книги автор рассказывает исторические факты, на которые опирался при написании книги. В моем случае это не перевернуло мое отношение к произведению, но было интересно узнать, что не все в ней - авторская фантазия.