Больше рецензий

solne4na9

Эксперт

Девушка, влюбленная в книги

21 ноября 2019 г. 15:03

370

2 Редкий сорт унылости в красивой обертке с многозначительным ярлычком «Премия Букера: избранное»

Не везет мне в последнее время с книгами, номинированными на знаменитые награды - выбор жюри часто вызывает недоумение, а чтение этих произведений – глубокое разочарование. Вот и еще одна из них нашла своё место в этом списке произведений, вызвавших при чтении тоску смертную и желание уснуть.
Я не могу сказать, что я возлагала большие надежды на эту книгу, хотя к произведениям, получившим статусные награды, я отношусь несколько предвзято. Звание должно подкрепляться хоть чем-нибудь: скандальностью или острой актуальностью затронутой проблемы, глубокой философичностью, или лиричностью и рефлексией по ушедшему времени при взгляде с нынешней действительности. Как бы оно не было, но любая затронутая тема должна вызывать хоть какие-то эмоции у читателя после прочтения, а не оставлять его с чувством недоумения и сухого равнодушия, как вышло с этой книгой, в общем-то.
Начало книги было многообещающее. Писательница средней руки, Эдит Хоуп, сочиняющая любовные романы, приезжает в уединенный отель «У озера» в Швейцарии. В тишине и безупречности высококлассного обслуживания она планирует закончить работу над своей очередной книгой и подумать над своей дальнейшей жизнью, в которой недавно произошел какой-то неприятный эпизод, вызвавший негодование у окружающих. Однако, на этом фешенебельном курорте, в кругу случайных чужих людей, Эдит ждёт новый и весьма оригинальный «роман», который «сочинила» для неё сама судьба.
Анита Брукнер создает интригу вокруг главной героини, начиная свой рассказ с намёков на то, что в её жизни произошло что-то из ряда вон выходящее. Это событие вынудило писательницу отсиживаться в глубинке, ожидая, пока шумиха на родине в её окружении уляжется. Интрига кажется интересной и всю первую часть я ожидала какого-то неожиданного судьбоносного поворота.
Всё было бы хорошо, но все эти недомолвки и бесконечные намёки на загадки и ошибки прошлого автор тянет большую часть книги, а ореол таинственности настолько раздут, что становится интересно узнать, что же такого ужасного вытворила тихая невзрачная одинокая писательница в возрасте около сорока лет, что на нее взъелся весь мир. Во время чтения я долго гадала над этим вопросом, но не смогла даже близко подобраться к разгадке. Может она попала в водоворот чужих или собственных страстей и стала пешкой в чьей-то грязной игре? Или стала свидетелем ужасного преступления, а быть может, сама в нем замешана? А может, она долгое время скрывала некую тайну и теперь в своей новой книге желает раскрыть её миру, потому что душевный груз слишком велик? Или устроила публичный скандал с женой своего любовника, раскрыв свою тайную связь?
На поверку всё оказалось совершенно тривиально, а тайна не стоила и выеденного яйца - Эдит передумала выходить замуж и просто сбежала в день свадьбы на такси, бросив жениха в окружении шокированных гостей. К слову сказать, замуж эта милейшая дама собиралась выйти лишь потому, что время нещадно бежало вперед, а окружение весьма откровенно намекало на то, что ей пора изменить свой текущий образ жизни одинокой женщины на статус жены какого-либо приличного человека. Но, приличный мужчина, сосватанный окружением, был настолько же идеален, насколько и скучен. Окружение на неё разозлилось и посоветовало ей хорошенько подумать над своим поведением, отправив её в ссылку в далекую Швейцарию. Серьезно? Это настолько наиграно, что верится в это с трудом, да и тайна оказалось как-то слабовата, для вселенского ужаса и катастрофы, на которую автор намекала большую часть книги.
К сожалению, кроме этой «страшной» тайны в книге практически нечего ловить. Большую часть повествования главная героиня размышляет о своей одинокой жизни, пытается работать над своей книгой, постоянно пишет письма загадочному Дэвиду и домысливает жизни чужих людей – постояльцев этого же отеля. К слову сказать, тема писательства никак не раскрывается, мы просто знаем, что это профессия героини, но пишет она не по зову души, а целенаправленно вырабатывая в себе привычку ежедневного письма, чтобы было чем зарабатывать себе на жизнь. У меня сложилось ощущение, что героиня книги в несколько раз старше, чем обозначенный в книге возраст – вся её манера поведения, мысли и даже стиль в одежде кажется несуразным и устаревшим, а общий образ у меня не вязался с писательницей любовных женских романов.
Но, как оказалось, наша писательница не такая уж и невинная серая мышка, какой её считали все вокруг и сам читатель. Окружающие считали её кандидаткой в старые девы? Но, наша героиня далеко не такая, она развлекается и придается любовным утехам с женатым мужчиной и тщательно следит за соблюдением тайны, даже письма ему пишет и не отправляет. И вот теперь ей снова предложили замуж, без всяких любовных глупостей, для статуса. Но, ей претит мысль, что жених на самом деле не сходит с ума от любви и не отказывает себе в удовольствиях наслаждаться обществом и постелью других женщин.
От логики Эдит меня просто бомбило. Вот к чему всё это было, к чему вся эта драма и обиженная невинность? Для того чтобы показать, что плохо по расчету замуж выходить – это недостойно. Но, видимо, по логике героини, вполне достойно спать с чужим мужем, бросить порядочного жениха перед алтарем и прикидываться святой невинностью, обвиняя в лицемерии других.
Дав согласие, но увидев, как будущий благоверный выходит из спальни другой девушки, Эдит сразу передумывает выходить за него замуж. Что так? То есть, ей можно спать с чужим мужем, при этом строить из себя интеллигентную недотрогу, но в случае симметричного поведения мужчины изображать обиженную невинность. То есть, быть обманутой женой она не хочет, даже при том, что возможный кандидат в мужья прямо говорит о свободных отношениях для них обоих?
К финалу произведения у меня создалось ощущение, что главная героиня Эдит воплощение незрелой и инфантильной личности, которая сама не понимает, чего она хочет и для чего живет. На протяжении всей книги она производит впечатление совершенно безвольного человека, который постоянно пребывает в состоянии овощного рагу, а вся её жизнь пронизана унынием, печалью и беспросветностью.
На фоне главной героини даже второстепенные персонажи выглядят интереснее, а их истории более яркими и живыми. Совершенно глухая графиня, которую «пристроили» сюда родственники за ненужностью, шикарная молодящаяся вдова 79 лет со своей чуть менее шикарной, и как оказалось, далеко не невинной и благочестивой девой-дочерью 40 лет, анорексичная загадочная дама, которой требуется поправить здоровье, иначе она не сможет продолжить род и её браку придет конец.
Мистер Невилл – проницательный дьявол-искуситель. Единственный, кто играет хоть какую-то роль в этом списке персонажей и тот человек, который на фоне остальных выглядит и рассуждает здравомысляще, например, о том, что Эдит не любовь нужна, а замужество. Все её одиночество, бесцельное размышление над прошлым и настоящим, над чужими жизнями и домысливанием их, над своей непохожестью на других романисток с их низменными интересами – выглядит искусственным, надуманным и до крайности шаблонным.
Я не знаю зачем, но в книге огромное количество пространных описаний и размышлений. Писательница постоянно их анализирует, рассуждает об их характерах и судьбах, каких-то воображаемых тайнах и драмах, я надеялась, это найдет отражение в её книге, но нет. Ни одна из вышеупомянутых героинь не имеет отношения к делу, а мысли Эдит путаны и скучны. Все эти «ценные» наблюдения и подробности о жизни окружающих людей оказываются лишь водой для раздутия объема книги, тратой времени и читательского терпения. Если убрать всё лишнее из него и бесконечные повторы, то объем этого произведения сократится минимум на треть.
Я понимаю, отчасти, за что этой книге дали премию. Если приложить усилия, то можно выискать в тексте мысли, касающиеся образа жизни и навязывания социальных ролей и стереотипов - стоит ли слушать себя и свои желания или жить, поддаваясь мнению окружающих и тому, как они видят твою жизнь. Податься размышлениям об отношениях и любви – о любви в принципе, об одиночестве, о браке по любви или по расчету. О том, как важно разобраться в себе, а не плыть по течению и о том, как много в жизни женщины и создании ее образа играет уверенность в себе. К сожалению, книга совершенно не помогает читателю и чтобы докопаться до этих мыслей, нужно приложить большие усилия.
Но касательно всего остального, в этой истории уныло всё: персонажи и их беседы, бесконечные бесцельные описания чужой жизни, фешенебельный отель, природа и погода за его окнами. Беря в руки эту книгу, я не ожидала, что получу такой бледный, невыразительный роман, который можно характеризовать как банальный, нудный, тягучий и скучный рассказ о незатейливой глупенькой писательнице. Я до последнего ждала, что будет интересно, что будет лучше, что будет какой-то неожиданный поворот, но нет. До последней страницы. Ничего. Никак.
Я не могу даже описать тот трепет, который вызывала у меня шкала прогресса электронного ридера, отсчитывающая количество оставшихся страничек до конца. Увы, на сей раз, мои чувства были связаны не с ожиданием захватывающей развязки, а лишь с желанием скорее добить это беспросветную и унылую историю.