Больше рецензий

sleits

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2019 г. 08:14

609

4

Я была обречена прочитать эту книгу. Мне нужно было сделать это срочно, потому что все во мне зудело после прочтения Альбанова "На юг, к Земле Франца-Иосифа!" - книги, которая меня потрясла и в каком-то смысле даже изменила. Удивительный пример силы воли, мужества и жажды жизни. Все усилия Альбанова оказались не напрасными, и судьба подарила ему спасение - по счастливому стечению обстоятельств его подобрало судно "Св.Фока", которое само терпело бедствие после неудачной попытки Георгия Седова покорить Северный Полюс. Как и "Св. Анна" "Св. Фока" вышел из Архангельска в 1912 году, но в другом направлении. Экспедиция каритана Брусилова (Альбанов был штурманом) отправилась во Владивосток по Северному морскому пути, Седов же направлялся на Север, Он собирался в санную экспедицию с целью покорение Северного Полюса русским человеком. Ни одной, ни другой команде не удалось достичь цели, обе закончились поражением, только в случае со "Св. Анной" цена была намного выше - гибель судна и всего экипажа, а также девяти человек, которые пытались пешком дойти до Земли Франца-Иосифа вместе с Альбановым. Спаслись только двое. В случае со "Св Фокой" потеряны были только два человека, но среди них был сам командир, идеологическая сила и волевой двигатель экспедиции. И вот в августе 1914 года на мысе Флора Земли Франца-Иосифа встретились две команды, точнее то, что от них осталось...

Конечно мне было безумно интересно узнать историю "Св. Фоки" с самого начала. Когда я узнала из книги Альбанова, что на подобравшем его корабле был художник Пинегин, который свой вел дневник о путешествии, мне срочно захотелось его прочесть. Я сразу же приобрела книгу, хотя издание мне не совсем понравилось. Сразу скажу о недостатках оформления: в книге нет никакого иллюстративного материала, хотя фотографий с того путешествия сохранилось очень много; нет карты, которая в таких книгах просто необходима; я уж не говорю о том, что вся серия книг снабжена одной и той же неинформативной аннотацией. Но уж лучше такая книга, чем вообще никакой. А теперь перехожу наконец к самой истории, рассказанной Пинегиным.

Естественно, на момент прочтения книги я уже знала много и о последнем путешествии Седова, и о его деятельности до роковой экспедиции. Но мне было сложно составить свое однозначное мнение о нём - вроде бы Седов внёс в историю освоения Арктики свою лепту с одной стороны, но с другой - вот эта последняя поездка, которая была плохо подготовлена, легла на его биографию черным пятном. Нельзя же судить о деятельности человека по одной ошибке? Или можно? Как мне кажется, ответ на этот вопрос я нашла в книге "В ледяных просторах". То, что я прочитала, помогло мне составить свое мнение о Седове и об этой роковой поездке. Тем более в сравнении с Альбановым. Я узнала в чем разница между мужеством и безрассудством, между силой духа и самонадеянностью. То что сделал Седов - это совершенно необдуманный шаг, который ставил под угрозу жизни очень многих людей. Нельзя было так рисковать ради своих амбиций. Корабль, который вышел из гавани неподготовленным, был уже обречен; чудо, что спустя два года он вообще смог вернуться к материку. Судно было с пробоиной, но заделывать ее не было времени, а во льдах, течь затянется - так решил капитан. Корабль вышел очень спешно - собак для санной экспедиции привезли практически в последний день. Как оказалось, что это были не ездовые собаки, а обычные дворняги, но это выяснилось уже на Новой Земле, когда их попытались запрячь в сани, а собаки вообще не понимали, что от них требуется. Беда с провизией - ящики тоже не проверили, многое продукты оказались испорчены, а некоторых не было вовсе. В общем, продолжать можно долго. Как экспедиция началась, так она и продолжилась - за последующие два года было столько примеров человеческой глупости и безалаберности - иногда читать смешно, иногда страшно. Больше всего меня выбесил случай, когда экипаж охотился на тюленей - перебили несколько сотен (в книге очень много описаний травли и убийств животных), это была настоящая бойня. Если вы думаете, что они нужны были для питания, вы ошибаетесь; тюленями топили пароход, ведь топливо кончилось в первые же месяцы плаванья. Тюлени лежали на льду, их не спешили убирать, а ночью лёд вскрылся, и корабль поспешил выбраться из ледяного плена, а биологическое топливо просто бросили... Человеческие потери экспедиции - два человека, но помимо людей, жертвой амбиций Седова стали десятки медведей, сотни тюленей и моржей, тысячи птиц! Но и другие люди страдали, за полтора года многие тяжело болели, свирепствовала цинга. Но и это не остановило Седова. Зная что сам уже болен, что больны люди, он все равно тащил их дальше в ледяной плен. Совершенно не удивительно, что экспедиции закончилась провалом. Но меня поражает и другое - Седов был большим оптимистом, умел смеяться сам и смешить людей. Он был настоящим командиром, который не давал раскиснуть команде, не давал упасть духом самому себе. Пусть и в ущерб здравому смыслу...

Не смотря ни на что, книга мне понравилась, читать было интересно. Но читала я книгу долго. Прочитать два года событий за одну неделю это неправильно. Чтобы прожить книгу нужно гораздо больше времени, поэтому чтение затянулось. Зато сейчас я чувствую себя так, словно недавно вернулась из холодных краев, тем более, что на улице действительно очень очень холодно и снежно...

картинка sleits

Комментарии


историю "Св. Фотки"

Шикарная опечатка, нарочно так не сделаешь


:))) спасибо) исправила)


Зачем?! Прикольно ж было!