Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 ноября 2019 г. 23:24

2K

4 А я сяду в кабриолет...

Это ранний Дюма. Рассказ написан в 1831 году, в это время будущий романист подвизается в роли драматурга. На этой стезе молодой автор имел довольно приличный успех. На весь Париж гремели его исторические пьесы "Кристина", и "Генрих III и его двор", особенный успех выпал на долю драмы на современную тему, в основу которой легли события из биографии самого автора - "Антони".

В это время Дюма был дружен и тесно общался с другим великим французским драматургом Шарлем Нодье и со звездой парижской сцены актрисой Марс, исполнявшей главные роли в пьесах обоих авторов.

Для посещения Нодье и Марс, а также еще целого ряда нужных автору людей, он в один из дней нанял кабриолет, но успел посетить как раз только первых двоих, остальными он пожертвовал ради того, чтобы быстрее добраться до дома и записать рассказ, который поведал ему словоохотливый кучер кабриолета.

Надо заметить, что кучер был истинным романтиком, потому что изложил молодому пассажиру-литератору классический романтический сюжет: молодая девушка, обманутая подлым любовником, решает покончить с жизнью и прыгает с моста в Сену - молодой дворянин, оказывающийся свидетелем происшествия, бросается в воду и спасает девушку - соблазнителем оказывается сосед спасителя - спаситель и отец девушки, бывший офицер Наполеона, вызывают соблазнителя на дуэль - подлец убивает отца девушки - молодой благородный дворянин-спаситель убивает подлеца-соблазнителя.

Но для того, чтобы вещица была истинно романтической нужна вишенка на этот сладенький тортик, и Дюма не жалеет ягод - вуаля, герой-победитель женится на беременной, осиротевшей героине! Да, недалеко ушли сочинители сценариев сегодняшних телесериалов от романтиков далекого уже XIX века, всё остается тем же самым - те же проблемы, те же страсти, те же показушные подлость и благородство.

А мне вот интересно, зачем Дюма, который еще только пробует себя в качестве прозаика, понадобился этот кучер кабриолета, ведь можно было все изложить от автора. Но, нет, уже в этом приеме угадывается будущий великий мастер диалога, хотя, он, наверное, должен был угадываться уже в первых пьесах, тот, кто начинает как драматург, на всю жизнь остается драматургом - диалоги самые сильные места в произведениях Дюма.

И в этом рассказе весь его колорит и своеобразие заключаются не столько в довольно избитом романтическом сюжете, сколько в определенной эмоциональной и образной подаче рассказчика истории - кучера кабриолета по фамилии Кантийон.

624