Больше рецензий

31 октября 2019 г. 08:01

338

3.5

Большинство создателей художественных биографий, насколько я могу судить по ранее прочитанным книгам, пытаются тем или иным способом"приукрасить" историю жизни своего героя, представить её в более выгодном свете и сделать увлекательной и захватывающей для читателя. Арман Лану исключением не стал. Несмотря на хроникальное изложение событий "что и как было" ("Когда Эмилю исполняется двенадцать лет, бабушка и мать решают взять его из пансиона Нотр-Дам и определить в казенный коллеж в Эксе. Это был строгий и чопорный коллеж Бурбонов, переименованный впоследствии в лицей Минье..."), автор вовсе не остается беспристрастным наблюдателем. Одних персонажей он любит и восхваляет, других ненавидит и презирает. Для жизнеописания Эмиля Золя Лану создает сложный и запутанный сюжет, подробно останавливаясь на тех моментах, в которых с особенной яркостью проявляются те черты характера героя повествования, которые хочет оттенить автор. Для большей выразительности - домысливает или полностью придумывает некоторые эпизоды из жизни Золя, описывает несостоявшиеся встречи и неизвестные разговоры. Тем самым Лану создаёт в своём романе поразительный "эффект присутствия": цельность и вещественная наглядность романной действительности, правдоподобие и яркие персонажи заставляют читателя оставаться внутри повествования. Однако переходы от "хроникального" стиля на уровень символов и смысловых связей у Лану слишком очевидные и грубые. В романе, к сожалению, нет стилистического единства, ощущается какая-то ошибка романной конструкции. Композиция произведения "Здравствуйте, Эмиль Золя!" и организация его сюжета не существуют в тесной связи друг с другом и не создают единства романного целого. Биография получилась несколько бесформенная, но читать её, к чему и стремился автор, действительно интересно.

Прочитано в рамках "Игры в классики", 13 тур и "Урока литературоведения", 79 тур