Больше рецензий

higgsbosom

Эксперт

аквадискотека~

31 октября 2019 г. 04:10

3K

5 Негативная vs позитивная свобода

Фромм сразу проводит линию между свободой от чего-то и свободой для чего-то (мой любимый вопрос чтобы что? как никогда актуален). Под позитивной свободой здесь понимается способность индивидуальности спонтанно реализовывать себя через поступки и связи с другими - себя, а не навязанные извне цели, интериоризированные за годы промывки мозгов телеком, тётей Люсей, инстаграмом и т.д. настолько, что кажутся своими. Так как одиночества человек (социальная зверушка!) боится больше, чем потери свободы, чаще всего тётя Люся перевешивает и получаются либо хорошо социально адаптированные роботы-конформисты, либо невротики. И тем, и другим живётся ну так себе.

И тут ещё такой момент: исторически, общество (не всякое, но об этом дальше) движется в направлении бОльшей свободы, однако бОльшая негативная свобода ведёт к бОльшему чувству незащищёности и одиночества, изоляции и чувству собственной незначительности (на сцену выходит кризис экзистенциализма). Поэтому, скажем, капитализм в современной его форме - это, с одной стороны, огромный прогресс в вопросе освобождения и индивидуализации личности, а с другой - вот она и пригодилась, вся эта статистика про тревожные расстройства и депрессии 21го века.

Кроме того, в бегстве от экзистенциального ужаса негативной свободы, человек склонен искать облегчение в авторитарных поведенческих паттернах и идеологиях. Фромм называет это садомазохизмом, но важно понимать, у него это понятие более широкое, нежели то значение, которое привычно нам сейчас. Под садизмом (и авторитарным характером) Фромм понимает стремление поглотить другого и засчёт этого расширить собственную личность, а под мазохизмом - желание подчиняться и быть поглощённым - и да-да, это тоже экспансия личности. Одно не может существовать без другого, ведь и там, и там цель - своеобразный психологический симбиоз. Такие процессы можно заметить на социальном уровне, как, скажем, распространие лютеранства и кальвинизма на фоне зарождения капитализма или идеологии нацизма в Германии после первой мировой (пожалуйста, не надо гуглить "нацисты-садомазохисты", очень прошу), а то и даже и вот прямо сейчас *многозначительно кашляет*. Анализу этих исторических процессов Фромм уделяет достаточно много внимания. Но вот на уровне индивидуальном в какой-то степени современная культура нормализовала такие стремления к нездоровому симбиозу, активно продавая голливудские сюжеты про невротические отношения в духе "я без тебя жить не могу". Это всё тоже бегство от негативной свободы. Как, кстати, и культ успеха - ещё одна доминанта современной массовой культуры, берущая начало в бегстве от чувства собственной незначительности и изоляции и уходящая корнями к истокам капитализма - потому что когда рыночек решает, надо уметь себя продавать.

И вот несмотря на всё вот это вот, выводы у Фромма крайне позитивные. Он, чертяка гуманистический, верит в демократию и победу здравого смысла. И позитивную свободу, конечно, куда без неё.

TL;DR: офигенная штука, здорово прочищающая мозги, с интересными историческими экскурсами и полемикой с Фрейдом и Марксом в качестве бонуса.

Комментарии


Спасибо за рецензию. Гляну книгу.
Про Фромма я вспомнил случайно прошлой осенью. Когда какой потом мыслей и идей пришло мне в голову и я понял про Страх. То что я проходил в институте 20 лет назад.
Я реально понял что он имел в виду про страх реальности. И это пришло как осознание. Видимо чтобы что-то понять, надо иметь опыт.


Видимо чтобы что-то понять, надо иметь опыт.

Или хорошее воображение) Но да, согласна, пока про бегство от свободы читала, тоже многое про себя поняла.