Больше рецензий

28 октября 2019 г. 20:31

714

1

Зачем я купилась на название и решила попробовать еще раз краешком глаза глянуть, что пишет этот «премудрый» японец, от которого все прям-таки сходят с ума. На какие извращения хватит его весьма небогатой фантазии? Сколько банальности, замаскированной под философские афоризмы он выдаст?
Решив дать Мураками второй шанс, я подождала несколько лет, пока улеглись гневные возмущения после «Норвежского леса», хотя и трудно было забыть плохо написанную бредятину… Но не могу же я одна ошибаться? Может, правда что-то не то читала. Короче собралась силами, открыла книгу и…
Скажу сразу: меня хватило только на первую часть т.н. «трилогии». Это была пытка. Пытка банальным, предсказуемым, примитивным словом. С бесконечным описанием, что ГГ съел на завтрак, обед и ужин, во что оделся, как почистил зубы, помылся и поменял трусы.
Число героев сведено к минимуму, так что сразу понимаешь (да и автор прямо говорит, что уж там), кто есть кто. Всегда понятно как они одеты, какого цвета у них глаза и волосы. Но самих героев нет, так, ходячие манекены, говорят что-то как будто умное, типа философствуют. А мы неизбежно должны видеть в их поступках, словах и мыслях глубинный смысл.
Но невозможно поверить в глубинный смысл, в многоплановость и многослойность книги, если она так примитивно написана. Встал, пошел, ушел. Если автор пытается выражаться художественно, натужно выдавливает из себя спорные метафоры, это выглядит еще более нелепо.
Понятно, то Мураками кое-что читал и постоянно тычет нас то в Кафку, то в Толстого, то в классиков-японцев… Тут мы беспомощно начинаем барахтаться и обреченно сознаем, что всей глубокомысленности оценить не сможем. После осознания своей ущербности и ограниченности, автор должен значительно вырасти в наших глазах. Занятный трюк.
Несколько емких цитат для подтверждения. Чтобы далеко не ходить, возьму самые популярные на лайвлибе:
«Тишину можно слышать».
«Истинное настоящее - это неуловимое движение вперед прошлого, которое поглощает будущее».
«Я уснул. И проснулся частицей нового мира».
«Если все будет так, как тебе хочется, то жить станет неинтересно».
«На свете нет ничего абсолютного».
«Ты знаешь, люди в большинстве своем к свободе не стремятся, а только думают, что стремятся. Все это иллюзия. Если дать им настоящую свободу, они просто с ума сойдут. Так и знай. На самом деле люди свободными быть не хотят».
«Каждый раз ночь кончается, начинает светать. Но мир уже изменился, уже не такой, как вчера».
Как глубоко, как ново, как неожиданно! И всеми этими давно истертыми, потрепанными и сомнительными сентенциями тебя пичкают всю книгу. На полном серьезе. Герои уверены, что им одним открылись святые истины.
О сюжете не стоит и говорить. Как и об озабоченности героев – я так понимаю, это фирменный прием. Подростков цепляет и «загадочность» и сексуальная раскрепощенность, так еще к тому же и читается легко и мыслей «умных» полно (см. цитаты). А с остальными-то что происходит? Неужели купились на эти дешевые фокусы?
А вообще грустно было читать. Очень жаль автора, который пишет о еде так, будто никогда вкусно не ел, и о сексе, будто никогда им не занимался. Очень грустно.