Больше рецензий

mega_hedgehog

Эксперт

Эксперт высказывания непопулярных мнений

26 октября 2019 г. 17:32

2K

5

Когда ты откроешь ум, руки и сердце тому, чтобы научиться чему-то, в тебе не останется места для страха.


Звезды на лицеМоргона появились от некоей мысли, рожденной в этой горе. Звезды на его мече и на арфе вырезаны за тысячу лет до того, как он родился. Мы касаемся края жребия, и, возможно, самое большее, на что можем надеяться, - это хоть что-то понять.


Мне немножко стыдно, но до этой трилогии о Патриции Маккиллип я знала немного: лишь то, что ее "Барды Костяной долины" публиковались в серии "Мастера магического реализма", за которой я временами слежу, еще где-то видела ее рассказы. Что представляют собой ее произведения и как они вписываются в историю развития фэнтези, я не знала, более того, долгое время была уверена, что это некая молодая писательница, лишь недавно дебютировавшая в литературе. Когда я увидела год издания у нас "Мастера загадок", ее воображаемый возраст в моей голове увеличился лет на 10, но того, что Маккиллип написала эту трилогию аж в 1970-х гг. и по праву может считаться классиком фэнтези наравне с Урсулой ле Гуин, я не ожидала совсем.
Скажу сразу, что после прочтения мне хочется рекомендовать Маккиллип абсолютно всем (и еще - негодовать из-за того, что о ней никто не знает, как так-то вообще? почему о ней никто не говорит, она же изумительная и наверняка популярна на западе?), но на практике все немножко сложнее. Даже если исходить из одних только отзывов здесь, очевидно, что "Мастер загадок" - трилогия на любителя. Здесь происходит не слишком много событий, те, что происходят, довольно сумбурные и не всегда нужные, слог у нее поэтичный донельзя, но периодически читать становится скучно, а загадки не только не проясняются, но и накапливаются мертвым грузом. С другой стороны, мне все же кажется, что тот человек, который ждет от фэнтези не элементарной развлекаловки вроде баталий на мечах и огнедыщащих ящеров (благо тот же Ротфусс продемонстрировал нам, что потрясающе интересно можно написать даже больше тысячи страниц просто про то, как главный герой учится, перебирает струны своего ненаглядного музыкального инструмента и тратит денежки), а чего-то глубже и тоньше, прочитает трилогию с удовольствием.

Теперь - конкретнее по книгам.

- Но клянусь: если ты закончишь это тяжелое путешествие к горе Эрленстар, я дам тебе все, что ты у меня попросишь. Я отдам тебе свою жизнь.
- Почему? - прошептал Моргон.
- Потому что ты носишь эти три звезды.


Мастер загадок начинается с того, что главный герой, Моргон, ссорится со своим братом из-за короны... нет, это не то, о чем вы подумали, забудьте "Гамлета" и подобные сюжеты! Моргон - князь небольшого островка Хед, земледелец, чье чело отмечено тремя звездами, искренне любящий свой уголок и свой народ, простой почти-что-мальчишка, который унаследовал власть после гибели родителей. Незадолго до событий романа он выиграл у великого Мастера загадок корону - награду, владельцу которой правитель одного из шести королевств, Мэтом, обещал отдать в жены свою дочь Рэдерле. Моргон узнает об этом обещании от арфиста Высшего, появившегося однажды на его пороге, и отправляется в путь. К загадкам, одной из которых являются звезды у него на лбу, к людям, что боятся Меняющих обличия, к древним сказаниям, к Рэдерле, которую любит, но боится брать в жены, ведь она - принцесса и вторая красавица, не готовая к жизни с земледельцем-князем. Вот только путь его постоянно петляет, цели меняются, путая Моргона, а с ним - и читателя, а мир медленно расширяется, пуская читателя. Заканчивается роман клиффхэнгером, который не оставляет иного выбора, кроме как бросить все дела и открыть следующую часть (а еще я не знаю, как можно читать это все и не шипперить нещадно Моргона с Детом, загадочного арфиста с тысячелетней историей за спиной и юным лицом без единой морщинки, от прикосновений которого у Моргона сдавливает горло).

- Да просто мы одни, в глухих краях, под небом черным, как глазница мертвого короля, и у нас не осталось ничего, кроме твоей честности. И наших имен. В твоем - целое богатство. В моем нет даже надежды.


Когда он покидал меня и я обнаруживал, что все еще жив и лежу в темных недрах Эрленстара, я слышал, как играет на арфе Дет. Иногда он играл хедские песни. Он дал мне то, ради чего я остался жив.


Наследница моря и огня. После событий первой части здесь на передний план выходит та самая Рэдерле, к которой и торопился, и медлил отправляться Моргон. В ее POV читателю открывается несколько другая сторона здешнего мира - анский двор, взаимоотношения между ней и ее отцом, королем Мэтомом, а заодно вновь появляются Лира и Тристан из первой части.
Если в "Мастере" у меня не было претензий ни к чему - ни к сюжету, пускай он выглядел сумбурным и неказистым, меняющимся каждые страниц 10-20 (сначала ты думаешь, что в центре будет путешествие Моргона к Рэдерле, затем появляется загадка трех звезд, затем кораблекрушение и т.д., и т.п., и эти переменные изменяются постоянно), - то здесь многие моменты казались затянутыми, а многие и вовсе ненужными. Например, путешествие на корабле Рэдерле, Лиры и Тристан. Сюжетно оно было абсолютно лишним: за это время ничего особенно не происходит, Моргона они не находят - он объявляется сам, тесных дружеских отношений между ними тоже не завязывается. Да, они становятся друг другу немного близки, но затем Лира и Тристан полностью отойдут на второй план, а путь Рэдерле будет развиваться уже иначе. И под конец остается впечатление, что все те страницы о недопутешествии на корабле были тобой прочитаны зря, словно по дороге делаешь крюк без причины. Таких сцен было достаточно много, некоторые лично для меня оправдались потом финалом, некоторые - нет. Ну и - да, объяснений здесь все еще нет, а загадок становится лишь больше, хотя, с другой стороны, чего еще можно ожидать от трилогии, первая книга которой называется "Мастер загадок"?

- Ты тревожишь мои сны своей игрой, и вот я, как собака, прибегаю и ложусь у твоих ног, а ты молчишь.


Арфист отозвался ему из теней, несущихся в памяти, и чем больше играл Моргон, чтобы заглушить то воспоминание, тем настойчивее оно преследовало его: далекая, искусная, восхитительная игра, слышавшаяся сквозь глухую черноту ночи, сквозь запах воды, бегущей в никуда, чтобы пропасть бесследно на тысячи лет.


Арфист на ветру. Наконец, последняя часть, завершающая путь Моргона, Рэдерле и Дета, самая неоднозначная и сложная.
Изначально она нравилась мне меньше всего: многие сюжетные ходы оставались для меня непонятными из-за того, что общая сюжетная нить выскальзывала из моих рук, оставляя одни вопросы, заодно и мотивация героев, и причины их поступков - именно таких, а не иных - казались какими-то смутными. Если сюжетные линии в первых двух книгах перебивались посторонними сценами, сюжетками, настроениями, но все равно рано или поздно возвращались в свою колею, то здесь все было как-то уж слишком... неопределенно. Удержать в голове многие детали было сложно, а именно из них и складывается в конечном счете общая картина происходящего, вкратце описать сюжет, в отличие, опять же, от первых двух частей, было ужасно сложно, когда я начинала рассказывать о книге, а странствия Моргона и Рэдерле казались мне какими-то... бессмысленными. Или даже не так, не то чтобы бессмысленными, но не всегда осмысленными, вот.

Он услышал собственный голос, отвечавший, взлетавший ввысь и неспособный более отвечать... он услышал арфу.


Арфист посмотрел ему в глаза - ясным взглядом, признавая все и ничего не прося. Моргон перехватил свой факел - тот догорел уже почти до самой руки.


Лично для меня все поменял финал - точнее, где-то последняя четверть книги, когда все более-менее начало проясняться, и у меня наконец зародилось подозрение, что же не так с Высшим и с его арфистом, которое затем, буквально через пару глав, оправдалось.

Да, финал проясняет далеко не все и не все озвучивает, но, с другой стороны, а нужно ли озвучивать все? Нужно ли прямолинейно говорить о происхождении трех звезд на лбу Моргона - или достаточно будет намека? Или и вовсе оставить эту тайну для читателя, не зря же в этом мире не осталось магии, зато остались загадки, давай, читатель, опробуй себя тоже в роли Мастера загадок!

- Я сидел ночью около Дета не потому, что надеялся его понять. Я сидел там потому, что он приманил меня, я был ему нужен. И он удерживал меня там не музыкой и не словами, но чем-то достаточно сильным, чтобы связать меня, несмотря на весь мой гнев. Я пришел к нему, потому что он позвал. Ты это понимаешь?
- Моргон, ты любил его. Это тебя и удерживало.


Более того, с эмоциональной стороны финал прекрасно надавил на мои болевые точки и тут же погладил их, додав абсолютно всего сполна, чего я и ждала от него, присыпав душевностью и трогательностью, но без излишней сахарной ваты и идеального счастливого конца. От него остается на душе легкая грусть, но она светлая - это грусть по тому, что утеряно навсегда, но со взглядом в будущее, полным надежды, с бьющейся в груди любовью к тому самому миру, частью которого ты являешься, который прорастает в тебе точно так же, как в Моргоне.

И тут понял, что это не греза, а наваждение, древняя загадка, подвластная чьему-то разуму, и он нес с собой ответ все то время, которое шел. И он негромко проговорил:
- Смерть.


Глаза его были глазами арфиста, темными, как ночь, и больше не безмолвными, но полными страдания.
- Моргон, - прошептал он. - И надо же мне было тебя так полюбить.


В общем и целом о трилогии: она сложная. Она многослойная, тонко сплетенная, трогательная и полная, как ни странно, любви. Любовь становится основным лейтмотивом истории - любовь и поиск себя, и те незримые нити, что связывают тебя с родным краем: Никки, советовавшая мне эту трилогию, очень хорошо высказалась в своей рецензии об этом как о патриотических мотивах, о знании своего дома вдоль и поперек.

Маккиллип прописывает здесь путь героя - и он не в том, как наивный изначально мальчишка по всем канонам фэнтези познает боль, потерю, кровавые битвы и прочее, он в том, как простой и скромный князь Хедский ищет самого себя и свое место в этом мире - то место, которое ему отвели высшие силы и велели занять, в то время как он пожелал бы провести остаток своих дней с родными людьми на собственном крошечном острове, варя пиво, чиня крышу своему крестьянину и храня ту самую корону, с которой все началось, под кроватью. Моргон - упрямый и непоколебимый, стойкий и искренний - не может не подкупать своим простым благородством рыцаря из легенд, да, он сопротивляется своему предназначению и пытается вернуться домой, на что многие жалуются по прочтении, но это потому, что Моргон и не знал о предназначении, и не желал его знать - лишь оставить тайну звезд, горящих на коже, неразгаданной, защищать близких, холить и лелеять свой дом и быть с любимой женщиной. Его ведут и пинают к цели, потому что он хотел всего лишь попросить руки Рэдерле, потому что некоторые силы, чувства, тайны, кроющиеся в глубине тебя самого, страшат и предпочитают храниться под замком.

Эта трилогия полна того света, что питает все живое, полна той борьбы межлу злом и добром, что ведется не в пафосных сражениях эпичного фэнтези, а в душе у человека, полна той любви, что пронизывает и наполняет собой абсолютно все в мире, и я счастлива, что мое знакомство с Маккиллип началось вот так. Не проходите мимо. Дайте шанс простому земледельцу с Хеда, тонкому арфисту и локальной истории, разворачивающейся в совсем небольшим мире в скромных декорациях, но более глубокой и мастерски пошитой, чем большая часть фэнтези в декорациях более дорогих и роскошных, что я читала.

- Хед. Неудивительно, что этот остров породил Звездоносца, щедрого на любовь князя Хедского, правителя невежественных упрямых земледельцев, которые не верят ни во что, кроме Высшего...


И мир, трепетный, неожиданный, появившийся из ниоткуда молодым деревцем, пустил корни в сердце Моргона.