Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2019 г. 22:57

885

4 Сборник ролей нашего общества, не стареющих уже которую сотню лет

Бедная невеста
Бедная невеста - это не Бесприданница, хотя посыл и стартовые условия тут похожи, результат у данной пьесы совсем другой. Во-первых, люди немолодые в этой пьесе - отличная иллюстрация к лозунгу "Дайте женщине образование!". Невеста -то, хоть и молода и бедна, но вполне вменяема, не суетлива, не глупа. Порывиста, влюбчива (более от скуки и бьющей через край запертой энергии), романтична (опять же возраст и воспитание дают о себе знать). Она менее драматична, чем ее товарка из вышеназванной пьесы, но тоже служит неким образцом товара рынка невест, который в самой "продающейся" поре. Кавалеры у нее как на подбор, каждый конечно со своим интересом, и далеко не мечтающие связать себя узами брака, ловящие рыбку в мутной воде. И невероятно сложно разобраться и верно оценить перспективы, когда на кону вся твоя будущность, а тут такое дурачье, об которое недолго судьбу-то и поломать непоправимо. Завершается вся история логично, и с долей определенного надрыва, но пока без накала страстей, каковые можно увидеть в более поздней Бесприданнице. Жанровая пьеса, очень характерная для Островского и во многом актуальная и сейчас.
Не в свои сани не садись
Первоначальное название пьесы - "От добра добра не ищут", на мой взгляд наиболее точно передает основную идею этого произведения. Но Островский не был бы собой, если бы не показал нечто более глубокое, чем кажется на поверхностный первоначальный взгляд. Что ценит в тебе ухажер - деньги твои или душевную тонкую организацию и человеческие качества? Нужно ли прислушиваться к советам родителей молодым да влюбленным? И нужно ли как кремень стоять на своем, упирая на внутреннее представление о правоте? Последнее, кстати, очень показательно и интересно: патриархальный и любящий отец сумел вовремя отойти от жесткого отказа и на прекрасном жизненном уроке донести до молодой и неопытной влюбленной дочки всю свою идею о богатстве и любви. Концовка приемлемая, все получили по делам своим, а "добрым молодцам урок" . Да и зрителям еще разок показать как и кто на дармовщинку хочет сладко жить и вкусно пить. Думаю и сейчас сюжет достаточно актуален для живой постановке в театре, я бы непременно сходила посмотреть.
В чужом пиру похмелье
Завязка первого действия такова, что главные герои у меня симпатии не вызвали. Это отвратительное чувство демонстрируемого превосходства, огульное и не желающее слышать других - очень неприятное поведение. Особенно это неприятно видеть от учителя, кичащегося своим образованием. Раз такой знающий, отчего ж не учишь других хотя бы понемногу, исподволь? Или учишь ты только тогда, когда твои усилия оплачены звонкой монетой? Нет, обидно даже думать такое? Так чем кичишься-то? Это о наболевшем. Собственно антагонист учителя, кичащийся деньгами не лучше совершенно, так что - два сапога пара. Купцовые дети, желающие учиться, стремящиеся к этому, старающиеся, и остающиеся в зависимости от необразованных родителей по причине воспитания и стойкого нежелания родителей лишиться последних рычагов управления взрослыми детьми ("как это, сын учёнее отца"? "на него и так управы нет, а ну как образование получит..."). Девица без приданного с непомерным чувством гордости за свои знания (теория, Карл, теория, с практикой мало общего имеющая), ее отец, не менее гордящийся своими способностями. Это прекрасно, но так мало на самом то деле. Это жизнь, жестко поделенная на черное и белое, нереальная и старокнижная. Примечательно то, что именно купец-богач понимает и признает свою ошибку и делает все, чтобы минимизировать результат, а не его образованнейший герой-бедняк, который гордо хамит и вопиет о своем. Сила денег против силы духа? Итог - сила побеждает. Какая, вопрос для причитавших. Очень интересная в своем роде пьеса, притворяющаяся простенькой комедией.
Праздничный сон - до обеда
Название этой пьесы, как и многих иных у Островского, это примета- пословица-поговорка, по сути отражающая основной посыл произведения. Бальзаминов в поисках счастья строит планы на брак по расчету, или расчет на брак, как поглядеть. Парень звезд с неба не хватает, однако невесту подавай ему богатую, свободу свою хочет продать за дорого. Невеста нашлась, да такая, ему под стать, мотивация на законную регистрацию брака у нее будь здоров, но вот семейные советы все смешают. Пьеса сама по себе комедийная, да еще воспринимается таковой с легкой руки и прекрасной экранизации "Женитьба Бальзаминова". Как всегда у Островского - очень живые персонажи, очень животрепещущие темы межличностных отношений, циничности общества, легко заменяющего богатством духовность, невероятная актуальность и по сей день (ибо ничегошеньки не поменялось - до сих пор можно наблюдать немало таких персонажей в реальности).
Шутники
Эта небольшая пьеса, если придется ко двору, то убьет не в бровь, а в глаз. На первый взгляд в чем сюжет - есть богатые люди, которые заставляют себя развлекать и развлекаются за счет бедных и зависимых от них. Общая идея, что деньги развращают душу снова у Островского во главе угла. Шутники - действительно ни во что не ставящие человечность, воспитанные на своем праве власти денег и ощущающие себя кем-то вроде хозяина крепостных. А предметы их шуток - простые люди, мещане, более робкие и нескладные, не умеющие постоять за себя и не способные на это, ибо расплата тяжела. Единожды наклеенный ярлык рохли или недотепы полностью закрывает шутникам глаза на человека, на его душу и суть. Не уважаю таких людей. Не сказала бы, что это комедия, скорее что-то похожее на обличение пороков человеческих и изъянов общества и социальных отношений. Пьеса, которая оставляет осадок негативных полос социума нашего...
Доходное место.
Тут Островский остается верен себе и своим наблюдениям за окружающим его законом и беззаконием (как юридическим, так и социальным). Набор пороков общества раскрывается через достаточно циничные и практичные вещи, такие как взяточничество/мздоимство/коррупцию а также расчетные браки и вообще торговлю невестами как яблоками на базаре в рыбный день. Причем последнее коробило только меня как читателя, все персонажи воспринимают это как само собой разумеющееся. А еще эта милая позиция по поводу смысла существования жены, ее предназначения в целом. Да и мерки удачливого человека, которые теща приводит в одном из диалогов также просто добивают своим откровенным акульим мировоззрением. Концовка - апогей всего накручивания событий, и я честно говоря рада, что автор именно так завершил сюжетную линию, иное было бы слишком обидно.

Прочитано на просторах Школьной вселенной