Больше рецензий

IlyaVorobyev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2019 г. 20:35

259

4 Записки из Будапешта

Рецензию следовало бы начать с пояснения, как вообще эта книга попала ко мне в руки. Собираясь впервые в жизни посетить Будапешт, я нашёл в интернете несколько списков книг о венгерской столице, призванных помочь пытливому уму любознательного путешественника сформировать в голове образ города до непосредственного знакомства с ним. Формат путевых зарисовок всегда привлекал меня, посему я с охотой взялся за "Двадцать два дня".
После прочтения мне представляется совершенно очевидным - эту книгу Фюмана лишь с большим числом оговором можно воспринимать как книгу о Бадапеште - и уж точно но стоит видеть в ней путеводитель по городу. Не будет большим преувеличением сказать, что эта книга - о Фюмане и его жизни. Вернее - о половине жизни. Именно этот "экватор лет" - своего рода отправная точка "одиссеи" Фюмана. Формально это путешествие в Будапешт и по окрестностям, но фактически немецкий писатель отправляется в странствие по волнам своей памяти.
Это книга - пестрый калейдоскоп, и поначалу это даже может обескуражить читателя. Фюман так стремительно переходит с одной темы на другой, что потерять нить кажется проще простого. Вот он вспоминает свою юность - месяцы перевоспитания в советском лагере для военнопленных, во время которых Фюман превратился из молодого нациста в убежденного коммуниста. Или вот он уже со скрупулёзностью товароведа и упоением коллекционера перечисляет содержимое прилавков будапештского рынка, стараясь не упустить ничего. Или, замерев перед фасадом дома в стиле модерн, описывает его, как если бы это была картина старого мастера или средневековая фреска. Или рассуждает о лингвистических тонкостях венгерского языка, который самоотверженно пытается учить. Или вдруг и вовсе вставляет в текст зарисовку в духе самого что ни на есть натурального магического реализма. Нет нужды перечислять все диковинки, собранные в этой "шкатулке". Но и приведённого выше вполне достаточно для того, чтобы оценить широту интересов Фюмана.
Словом, эту книгу стоит посоветовать всем любителям литературной игры и - в меньшей степени - готовищимся посетить Будапешт, неважно, впервые или нет. Хотя, в защиту Фюмана надо сказать, что его книга и сейчас смотрится вполне современно, поскольку действительно хорошо написана, а также почти лишена конъюнктурного или идеологического флера, который предполагаешь увидеть в прозе восточногерманского автора.