Больше рецензий

2 сентября 2019 г. 02:49

225

3

В книгу включены стихи Мережковского из сборников разных лет (с 1883 по
1929 г.), литературоведческое исследование "Гоголь и чёрт" и цикл рассказов "Итальянские новеллы" ("Любовь сильнее смерти", "Наука любви", "Железное кольцо", "Рыцарь за прялкой", "Превращение", "Святой Сатир").
Предваряет всё статья Валерия Макарова "Журавли над Атлантидой", в которой анализируется творчество Дмитрия Сергеевича Мережковского.

Стихи и поэмы очень разноплановы: исторические ("Протопоп Аввакум", "Марк Аврелий" и др.), лирические ("Проклятие любви", "Любовь-вражда" и др.), перевод стихотворения Эдгара По "Ворон", сатирические ("Главное") и др.
Рассказы - с религиозно-мистическим уклоном. Напомнили "Сказки об Италии"
М. Горького.

Язык витиеватый, сразу видно, что автор - эстет и эрудит. Много отсылок к мировой литературе и истории: тут и Дон-Кихот, и Франческа да Римини, чья трагическая судьба запечатлена во многих произведениях мирового искусства, и гении Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, и библейские персонажи (Иов), и герои греческой мифологии (Кассандра).

Примерно четвёртую часть книги занимает исследование "Гоголь и чёрт", состоящее из двух частей - "Творчество" и "Жизнь и религия".

В первой части Мережковский пишет, что главной главной мыслью жизни и творчества Гоголя было выставить чёрта дураком. Причём он не облекал чёрта в романтические образы Люцифера и Мефистофеля, а представлял его как явление "бессмертной пошлости людской":
"Гоголь первый увидел чёрта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное
не своей необычайностью, а обыкновенностью, пошлостью; первый понял, что лицо чёрта есть не далёкое, чуждое, странное, фантастическое, а самое близкое, знакомое, вообще реальное ,,человеческое, слишком человеческое,, лицо,
лицо толпы, лицо "как у всех", почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы
не смеем быть самими собой и соглашаемся быть как все.
Два главных героя Гоголя - Хлестаков и Чичиков - суть два современные русские лица, две ипостаси вечного и всемирного зла - "бессмертной пошлости людской". По слову Пушкина, то были двух бесов изображенья".

Мережковский далее рассматривает гоголевские произведения - в первую очередь комедию "Ревизор" и поэму "Мёртвые души", приводя примеры влияния чёрта на поведение разных персонажей.

Во второй части исследования Мережковский анализирует "борьбу человека с чёртом - борьбу Гоголя с вечным злом - пошлостью, - уже не в творческом созерцании, а в религиозном действии".
Говоря о жизни Гоголя, он пишет: "В... неравновесии двух первозданных начал - языческого и христианского, плотского и духовного, реального и мистического - заключается вся не только творческая, созерцательная, но и жизненная религиозная судьба Гоголя". "...в самоумерщвлении Гоголя совершилось "великое самопожертвование" за всех нас - за русское общество, за русскую церковь". "Будьте не мёртвые, живые души" - это последний завет Гоголя всем нам, не только русскому обществу, но и русской церкви".

Книга своеобразная, но не захватывающая. Рекомендовать к прочтению всем без разбору её нельзя. Подойдёт филологам, всем интересующимся творчеством Гоголя и самого Мережковского, любителям поэзии и прозы Серебряного века.