Больше рецензий

26 августа 2019 г. 16:17

569

2

Он и Она. Дачный поселок. Их участки по соседству, доставшиеся обоим от родителей.
Ему пришлось задержаться здесь из-за сломавшегося замка. А ее привели сюда дела, связанные с продажей участка, доставшегося в наследство. Оба хотели уладить все как можно быстрее, отторгая все это дачное «наследие» своих родителей. Но вынуждены были задержаться. Потому что, как нарочно, все время что-то идет не так и мешает уладить эти их, казалось бы, простые проблемы. Да что там, это прошлое, которое, как грибница, так плотно, неразрывно будто, тянется за ними, не отпускает. Как и весь этот хлам, который навезли на дачу из города, который не нужен, вышел из строя, а выбросить жалко и рука не поднимается, да и с ним же жизнь была связана, воспоминания как-никак. Дача в этом романе особый мир или особая планета. Где время словно замерло и вообще идет, чувствуется совершенно по-другому.
Он и она проведут на даче неделю. Семь дней. Как сотворение мира. Дачного и личного в том числе.
Он – переводчик, для которого сломанный замок из разряда катастрофы, хотя его родители были простые труженики, всю жизнь возводили свой дачный мирок из чего приходилось и не задавались вопросами о высших материях.
Она – бизнес-леди, «торгашка», как разочаровавшиеся в ней и ее выборе родители-интеллигенты называли.
Оба пошли своей дорогой, а не по проторенному родителями пути. Оба как будто росли не из своей грибницы (все время думалось, им бы родиться в семьях друг друга, наоборот). Всю жизнь пытаются вырвать, искоренить из себя то родительское, что так не принимают, осуждают, но даже после смерти родителей всегда и во всем оглядываются на них, представляя, что бы те сказали, посоветовали, одобрили бы или нет.
И не будет за эти семь дней в жизни героев каких-то событий, действий. В этой книге не сюжет главное. Он и Она все семь дней просто пытаются решить свои проблемы, заодно будет много дачного быта, рутины и рефлексии об отношениях отцов и детей, о попытках пойти своим путем, не таким, как родители, о наследии прошлого, которое не отпускает, преследует всю жизнь и будет преследовать еще много следующих поколений, о Рае и Аде личном для каждого и общечеловеческом, о литературе «живой» и «мертвой» и много о чем еще. Многослойно и сдобрено различными аллюзиями.
Тем не менее роман оставил неоднозначные впечатления. С одной стороны, чудесный язык, такое внимание к деталям, которые вырисовывают специфический дачный быт и уклад, что физически как будто начинаешь ощущать запах грибов, леса да застоявшейся пыли, что скопилась на старых вещах в дачном домике, и все это узнаваемо, как и близко непонимание и непринятие всего этого героями – зачем оно все. С другой – затянутость, в этом романе вязнешь, много всего там перемешалось, как старых вещей на его и ее дачах, которые затягивают и затягивают. Финал и все, что происходило ближе к нему, разочаровали. Наверное, из "дачного рая" и вообще из никак не отпускающего прошлого не могло быть другого выхода. Как итог, осталась только тоска и неизбежность.

"Четыре сезона"