Больше рецензий

DavidBadalyan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2019 г. 12:39

3K

5 «Книга-обман, книга-обольщение»

Так охарактеризовал Витольд Гомбрович свой роман «Фердидурка», написанный в 1938 г. Замечательное, сложное произведение, которое, к сожалению, остается малоизвестным для отечественного читателя. Хотя в 1969 г. сам Гомбрович отмечал, что роман «Фердидурка» «тридцать лет назад написанный, своим молодым задором завоевал уже почти все страны Запада». Модернистский и парадоксальный роман-фантазия, в котором наличествует и философская повесть, и гротеск с сатирическими интонациями и сарказмом.
Что можно сказать о фабуле данного произведения? Главный герой Юзек, от лица которого идет повествование, написал книгу «Дневник времен возмужания». Как говорится в романе:

Тщетно друзья отговаривали меня от такого заглавия и советовали вообще поостеречься малейших намеков на незрелость. – Не делай этого, – просили меня, – незрелость – понятие рискованное... Но мне казалось, что просто не стоит слишком легко и задешево изгонять из себя сопляка

Юзеку ставится диагноз: «незрелость». С этого времени с ним происходят странные вещи: Юзек – 30-летний литератор оказывается в школе, в руках учителя Пимко посадившего его за парту, делая из него юнца. С ним говорят на детском языке. Но школа не воспитывает в них «зрелость», а прививает стадность (к примеру, учитель призывает всех любить одного поэта). Убежать со школы он не может, потому что признает свою незрелость и инфантильность. Далее учитель подселяет его к семье инженеров Млодзяк, в дочку которых, гимназистку, он должен влюбиться. Убежав от них, вместе с приятелем, Юзек оказывается в деревенской усадьбе, у своей тетки, которая кормит его конфетами, как маленького.
«Фердидурка» – роман о незрелости и форме, выражающей эту незрелость. Название «Фердидурка» – это неологизм автора, значащий, возможно, что-то вроде, «делать рожу». Так важным в романе являются «части тела», которые как символы содержат в себе ключ к пониманию книги. Гомбрович уверяет:

я рассматриваю… человека как союз частей, тогда как все человечество я считаю мешаниной частей и кусков

Например, части тела, а не люди ненавидят друг друга. Лицо хозяев ненавидит крестьянские «морды». По отношению к телу Гомбрович сохраняет оппозицию верх/низ. «Попа» есть символ незрелости и инфантильности. Ноги связываются с образом эротического: «вы предпочитаете ноги рукам, – говорит учитель Пимко ученикам – для вас ноги самое важное, коленки! Культура духа для вас ничто, только коленки». Лицо, как ключевой символ, – обозначает самого человека, в котором всегда могут реализоваться заложенные в нем потенциальные изменения. Все изменения сводятся к тому, что лицо это маска. В «Фердидурка» не люди носят маски – это они захватывают их, и люди не в состоянии от них отказаться. Например, маска (лицо) героя, становится все более страшной по мере того, как он запутывается в отношениях с гимназисткой.
Юзек оказывается несамостоятельным, ибо является функцией других. Он как бы застыл в своей незрелости. Реальность перед ним расплывается и становится как будто сном. Юзек, конечно, делает попытки самоидентификации, но не направленной на выяснение его глубинной сущности. Он размышляет о своем неустойчивом положении в обществе и о переходе в мир взрослых, но занят он, как правило, мыслями об отношении к нему других.
Гомбрович в «Дневнике» отмечал, что «”Фердыдурке” – вещь экзистенциалистская до мозга костей… ”Фердыдурке” – это экзистенция в чистом виде, то есть ничего, кроме экзистенции. Поэтому в этой книге фортиссимо играют практически все основные экзистенциальные темы: становление, созидание себя, свобода, страх, абсурд, небытие».