Больше рецензий

_ANTARES_

Эксперт

Եթե կարողացար կարդաս էս գրածը, ուրեմն մալադեց քեզ

3 августа 2019 г. 20:42

1K

4 "Ты втираешь мне какую-то дичь" (Есенин и Ступин)

В моем представлении есть два образа Есенина. Один - это школьный хрестоматийный Есенин. Певец русской природы, златокудрый, молодой и красивый мужчина, улыбающийся нам со старых фотографий. И второй образ - Есенин-пьяница, скандалист, Есенин, "ссущий" на луну, матерящийся, с разбитой губой, измятой одеждой и запахом перегара. Когда я впервые узнал о втором Есенине, у меня было чувство сродни легкому ступору. Я, скорее, поверил бы в то, что скандалистами были громогласный Маяковский, тихий и мрачноватый Сологуб, чем Есенин, написавший такие чистые и прекрасные стихи. Однако реальность была иной. Итак, в первый раз я узнал о настоящем Есенине из мемуаров Максима Горького.

Горький описал в своих литературных портретах одну из встреч с Есениным. Люди сидели за большим столом, пили, курили, постепенно находиться в этом обществе становилось все неприятнее, и уже немолодой Горький хотел поскорее оттуда уйти. Будто пьяных гулов было недостаточно, внезапно встает и решает станцевать сильно поддавшая Айседора Дункан. Уже тогда эта женщина изрядно растратила свою былую внешность. Очень часто, когда женщина пытается скрыть свой возраст под тяжестью косметики и смелой одежды, получается обратный эффект. Она сильно выпила, не могла толком стоять на ногах, а тут еще ее несуразная внешность, которая вызывала скорее сочувствие и жалость, чем чувства симпатии. Есенину было неловко за свою супругу, он очень грубо с ней разговаривал, вел себя развязно, но от Горького, художника и истинного психолога, не ускользнуло несчастье и подавленное состояние Есенина. Он видел, что поэт страдает. Горький понимал, что Есенин пытается залить синькой, табаком и гулянками свое горе. Деревенский мальчик никак не мог найти себя в этом грязном городском мире.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Душистая и свежая роза никак не хотела сочетаться с противной и скользкой жабой. Этот образ можно по-разному понимать. Возможно, он восходит к революции и последующей советской власти. Одно остается неизменным- Есенин чувствовал себя разбитым и несчастным. Масла в огонь подливало его ближайшее окружение, которое во многом только вредило ему. Кстати, об окружении. Мне всегда казались несколько грубыми и бесчеловечными записи собратьев по перу Есенина. Посмотрим для примера стихотворение-послание Маяковского на ̶у̶б̶и̶й̶с̶т̶в̶о̶ самоубийство Есенина.

Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.

В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней
.

Что может быть хуже, чем сказать, что человек "помер" просто так? Мол, в этом нет ничего особенного, дружище, ты бы попробовал пожить что ли. Этими строчками Маяковский ответил на стихотворение Есенина, в котором тот писал:

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Стихотворение Маяковского и воспоминание Горького - это два памятника, которые рассказывают о трагедии Есенина, человеке, который загубил свою жизнь. Читать оба этих сочинения мне было неприятно (хоть оба нравятся). Парадокс здесь заключается в том, что Маяковский и Горький на самом деле очень любили Есенина. Они ценили его творчество (несмотря на то, что все они были очень разными художниками), но помимо творчества, помимо всех литературных разногласий, они прежде всего любили самого Есенина. Они видели, насколько он открытый, смелый и хороший человек. Именно поэтому их строки отдают такой горечью. Не было бы симпатий к Есенину, не было бы и подобного отношения к нему.

Как бы то ни было, книга мне очень понравилась. Главное помнить, что перед вами художественное произведение, и взгляд автора может не соответствовать вашим представлениям о Есенине и эпохе в целом.

P.S. Наверняка, многим из вас известен видеоролик, где двое довольно странного вида мужчин разговаривают на какой-то свалке и молодой из них говорит: "ты втираешь мне какую-то дичь". Дело в том, что говорящий эти строки не бомж и алкоголик, а музыкант и поэт (хоть это все и может органично сочетаться). Ваше право не считать его поэтом, в свое время и Бродскому ответили, что он не поэт, но прошло время и все эти судьи смылись вместе с пеной времени, а Бродский стал одним из популярнейших русских поэтов. Я, конечно, не сравниваю Есенина, Бродского и Константина Ступина. Все они разные, у каждого из них свой стиль и своя судьба. Ступина и Есенина объединяет то, что оба они были очень талантливыми людьми. И оба загубили себя. Я смотрел интервью со Ступиным, и он производил впечатление очень открытого, начитанного и даже милого что ли человека. Жаль, что такие люди рано уходят из жизни.

02:22

Комментарии


А Вам, если не секрет, какой Есенин ближе? Или вернее, какие стихи Есенина - самые любимые?


Мне оба нравятся. Раньше я ошибочно думал, что Есенин только о березках да о деревне писал. Позже прочитал его трагическую и философскую лирику, и мое отношение к нему полностью изменилось. Нравятся: "Хулиган" (дождик мелкими метлами чистит...), "Заметался пожар голубой", "Черный человек", конечно же. "Шаганэ ты моя, Шаганэ" - за символичную встречу разных культур и лиричность, "Мне грустно на тебя смотреть". Начал вспоминать и понял, что их довольно много. Ах да, чуть не забыл, "Гой ты, Русь, моя родная". Возможно, оно немного наивно-патриотическое, но это очень красивое стихотворение. Исключение составляет разве что написанная наспех (и на мой взгляд, не совсем от сердца) "Баллада о двадцати шести". Такими же странными получились поэмы "Двенадцать" Блока и "150 000 000" Маяковского, пьеса "Батум" Булгакова, и много других произведений, которые были вроде за революцию и большевиков, но всегда выделялись из основного творческого наследия этих авторов. Все же, когда они писали не от сердца, у них получалось что-то странное и нетипичное.


Спасибо за такой обстоятельный ответ)

А мне очень нравятся музыкальные переложения стихов Есенина в исполнении Сергея Любавина: "Прощание с Айседорой", "Ты меня не любишь, не жалеешь...(Пара лебедей) и "Кабак" (Памяти Есенина) (удачная стилизация под Есенина)

Да, когда от сердца, это сразу чувствуется...


Пожалуйста) Не слышал эти исполнения. Как раз послушаю, спасибо)


Вас и других поклонников творчества Есенина должна заинтересовать книга «С. А. Есенин. Материалы к биографии»


Спасибо за совет.


От стихотворения Маяковского на смерть Есенина у меня ощущение, что он не Есенина осуждал, а самого себя убеждал.
Не сумел.


Возможно. Маяковский часто сам себе противоречил.


Ему очень хотелось быть тверже, чем он есть, но от себя не сбежишь.


Это да. "За рыком, за ростом" скрывался, как он сам писал, "мальчик". Трагичные были судьбы у обоих поэтов.