Больше рецензий

1 августа 2019 г. 18:09

2K

0.5 Андрей Миронов и его единственная любовь? "Исповедь" Егоровой

Первое моё знакомство с этой книгой состоялось несколько лет назад и, на тот момент, ограничилось главой про Юлиана Семёнова. До сих пор помню то удивление (помимо ощущения, будто наступил в грязную лужу) от полнейшего непонимания госпожой Егоровой своего визави и от отсутствия подлинного интереса к нему.

Прочтение книг Юлиана Семёнова уже даёт понимание того, каким талантливым и эрудированным он был. Кроме того, в сети есть видеозаписи его встреч с читателями в конце 80-х - начале 90-х. Обаятельный, действительно добрый человек. А для госпожи Егоровой он — пошляк, бабник и пьяница (хоть она и затушевывает своё мнение фамильярной симпатией). И даже успех его "Семнадцати мгновений весны" она преподносит будто случайную удачу. У меня сложилось впечатление, что главной целью автора было "оглушить" читателя громким знаменитым именем. Ну, и добавить пикантности какими-то неоднозначными моментами. А человек под этим именем госпожу Егорову просто не интересует. Да, возможно не все поступки Семёнова были безукоризненны. Но тут уж, как говорится, "первый брось камень". О самом важном для нас-читателей — о его таланте и трудолюбии, Егорова умалчивает.

Приступая к чтению, я примерно понимал, что меня ждёт. Мне хотелось составить собственное мнение — ведь у этой книги есть много поклонников, считающий её "исповедью любящей женщины" и "правдой о театре".

Признаться, не заметил в "Андрей Миронов и я" ни того, ни другого. Любовь для меня — это, прежде всего, принятие другого человека, понимание его, его мотивов, уважение. У Егоровой этого нет. Ей проще изобразить Миронова безвольным, легкомысленным слабаком, чем разобраться — а чем действительно жил якобы любимый ею мужчина. Из-за этой однобокости вместо Андрея Миронова в книге действует персонаж а-ля Грей из "Пятидесяти оттенков серого", который только и делает, что признаётся в любви или скандалит.

В повествовании слишком много эмоций и домыслов. Особенно любовь автора к «додумыванию» видна там, где она пишет о взаимоотношениях Андрея Миронова с матерью и его дружбе с Ширвиндтом. Каждый раз по одному сценарию: Егорова вспоминает какой-то маленький эпизод, а потом уже раздувает его до масштаба скандала.

Вот пример:

«Мама осмотрела все цепким взглядом ревизора, из вежливости выпила рюмочку, закусила, потом резко встала и недовольная пошла на кухню, чем внесла дискомфорт в уже начинающее расслабляться общество... На кухне она как тапир стояла, упершись животом в раковину, и остервенело терла мочалкой по серебру маленькой солонки: серебро чуть позеленело.
... Она бросила в меня кипящий взгляд и продолжала тереть солонку, говоря мне всем своим мощным видом: «Валяешься тут с моим сыном! Могла бы в перерыве помыть и почистить все, все! Вылизать!»

Когда я прочитал эти строки, был несколько удивлён.

Вот вдумайтесь: а что, собственно, сделала или сказала Мария Миронова автору? Егорова сама додумала другому человеку мотивацию. Вообще отношение автора к Марии Мироновой можно описать двумя словами: "поцелуй Иуды". Егорова всё время пытается убедить читателя, что является невинной жертвой материнской ревности, зачем-то неоднократно упоминает даже Эдипов комплекс. Но, чтобы ставить такие серьёзные диагнозы, наверное, всё же нужно быть дипломированным психиатром.

Лично автор данного обзора не увидел во взаимоотношениях Андрея Миронова с матерью ничего «криминального». Мария Миронова ведь, мало того, что «self-made», так ещё и практически «первопроходец» среди женщин на советской эстраде. Сама же Егорова приводит выдержки из статьи 30-х годов, в которой утверждается, что до прихода Марии Мироновой, считалось: женщины сильны в трагических ролях, но юмор им недоступен. Миронова разрушила этот предрассудок. Да, наверное, у неё был непростой характер. Хотя, что такое «непростой характер»? Если человек сам достиг высот в своей профессии и требует такой же самоотдачи и профессионализма от своего сына, как от продолжателя «дела» - плохо ли это? Сколько мы видим примеров, когда родители, превознося таланты своих детей, воспитывали в них инфантилизм, лень и полную неподготовленность к обычным жизненным трудностям.

И становится понятным уважение, наряду с сыновней любовью, которое испытывал к матери Андрей Миронов. Ведь было за что уважать и чем восхищаться. Его забота о своей семье, у непредвзятого человека вызовет скорее одобрение, чем мысли о каких-то комплексах. Ко всему прочему, не стоит забывать и о разнице в восприятии норм общения у представителей разных поколений...

И по той же схеме ложатся обвинения автора на Александра Ширвиндта: Егорова клянёт его, а ничего плохого он никому на протяжении всего повествования и не сделал. Да, автор упоминает какой-то случай, когда Ширвиндт якобы распустил какую-то сплетню. В ответ на это Егорова, с её же слов (внимание!) плеснула ему в лицо коньяком. Спиртом в глаза. После таких поступков как-то перестаёшь удивляться отсутствию симпатии к Татьяне со стороны друзей Миронова.

Эта книга даёт весьма скудную информацию об Андрее Миронове, зато личность автора раскрывается очень хорошо — человека, привыкшего винить окружающих во всех жизненных неудачах, нетерпимого к другим людям (всех коллег госпожа Егорова называет по кличкам), ленивого (сама написала, что прогуливала репетиции, а потом возмущалась, когда её лишили роли) и придумывающего самые гнусные цели для более успешных коллег. Но при этом любящего поиграть в морализаторство и возвышенность (это я про религиозные размышления и обильное цитирование стихов). И внезапно ненавидящего Ленина (да-да, именно о критике Ленина мечтает читатель книги про Андрея Миронова!)

Книгу стоит прочитать в качестве примера, как жить нельзя. :)

Напоследок упомяну о литературном качестве данного труда: написано бойко, но как-то неряшливо. Многие главы не имеют логического завершения, внезапные лирические отступления о природе и погоде бедны и скучны. Одно лишь бытописание неплохо: можно узнать, как сложно жить при дефиците.

P.S. забыл упомянуть о небольшой детали. Госпожа Егорова очень любит вспоминать, как в неё был влюблён тот или иной знаменитый мужчина. И якобы Высоцкий тоже выделил её из всех и спел (разумеется, специально для неё) "Балладу о любви". Один нюанс: поскольку до этого автор пишет о съёмках Андрея Миронова в "Бриллиантовой руке", можно предположить, что встреча с Высоцким произошла в 68-м или 69-м годах. Но "Балладу о любви", по всем известным данным, Владимир Семёнович сочинил лишь в 1975-м году. :)